рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Кредитный риск коммерческого банки. рефераты


Он позволяет определить средний срок в днях инкассации средств по поставкам продукции покупателям с предоставлением отсрочки платежа. Средняя сумма дебиторских счетов рассчитывается путем суммирования их на начало и конец периода и деления на два. Вместо продаж в кредит часто используют общую сумму продаж, так как кассовые сделки, как правило, незначительны.

Разумеется, значения указанного показателя имеют смысл только в сравнении с аналогичными коэффициентами других предприятий отрасли. Если показатель относительно высок, то это может указывать на задержки в оплате счетов покупателями или на слишком льготные условия кредитования, чтобы стимули-ровать сбыт продукции.

       У «Нэшнл бук» показатель оборачиваемости в 1989 г. был равен 54,99 (629,6 х 365): 4178,2, т. е. оплата счетов в среднем составила 55 дней.

      

       Следующий показатель – коэффициент оборачиваемости запасов

( inventory turnover ratio ):

                                                                      Запасы х 365      

К-т оборачиваемости запасов = --------------------------------------------------------------------------

                                                                        Себестоимость проданных товаров


В знаменателе указываются издержки на производство проданных товаров ( продажи минус прибыль и накладные расходы ). У компании показатель равен 27.23 (222.1 х 365 ): 2976.6. Эту цифру следует сравнить со средним показателем по отрасли. Высокая скорость оборачиваемости запасов говорит об эффективности использования ресурсов, но может быть сигналом скорого истощения ресурсов.

                                                                                                                              

Третий коэффициент – коэффициент оборачиваемости кредиторской зидолженности ( accounts payable turnover ratio ):

                                                                                                                            

                                                                                                              Счета к оплате х 365

К-т оборачиваемости кредиторской задолженности = ----------------------------------------------

                                                                                                          Cебестоимость продукции               



Коэффициент позволяет определить, насколько быстро компания оплачивает счета поставщиков. Резкое повышение показателя может указывать на проблемы с притоком денежной наличности, а снижение – на досрочную оплату счетов с целью получения скидки.

У «Нэшнл букв показатель составил 21,47 (175,1 х 365): 2976,6. Его опять-таки следует сравнить со средними показателями в отрасли.


5. Показатели рентабельности ( profitability ratios ) свидетельствуют об общей эффективности работы компании, об успешности политики ее руководства и отдельных служб. При расчете показателей рентабельности чистая прибыль сравнивается с такими параметрами, как сумма продаж, активы и акционерный капитал компании.

Начнем с коэффициента, характеризующего отношение прибыли к сумме продаж  ( return on salea ratio):                                                                                                                            


                                                                                Чистая прибыль х 100

Прибыль на единицу продаж = ---------------------------------------------------

                                                                                          Продажи                                                            


Этот коэффициент не имеет стандартов, он связан с отраслью производственной деятельности и со многими другими факторами. У «Нэшнл бук» он был равен 5,6 центов на 1 долл. продаж (232,6: 4178,9) х 100.                                                                                                                     

       Второй показатель - прибыль на единицу активов ( return on asset ratio ):


                                                               Чистая прибыль х100

Прибыль на единицу активов= --------------------------------------------

                                                                            Активы


Коэффициент характеризует прибыльность производства с точки зрения использования активов компании. У "Нэшнл бук" этот показатель в 1989 г. составлял 10,9 цента на единицу активов (232: 2124,9)х100.


       Наконец, показатель дохода, полученного на единицу акционерного капитала (ге1цгп оп ецийу), свидетельствует о том, насколько эффективно и прибыльно использовались средства акционеров:

                                                                                                      Чистая прибыль х 100

Прибыль на единицу акционерного капитала = ---------------------------------

                                                                                                    Акционерныи капитал


При оценке значений этого показателя необходимо учитывать риск, связанный с инвестированием средств в данное предприятие. У «Нэшнл бук» прибыль на единицу капитала была равна 30,7 (232,6: 756,6)х100. Очевидно, 30,7 цента на 1 вложенный доллар – это неплохой конечный результат.

       Большой интерес для банковского работника представляет изменение коэффициентов за ряд лет. Динамика показателей за 1987-89 гг.  позволяет сделать некоторые выводы.


Динамика финансовых коэффициентов компании за 1987-89 гг.









Коэффициент

1987

1988

1989

К-т ликвидности

1.58

1.67

1.63

К-т покрытия основ-ных средств

0.62

0.59

1.56

К-т краткосрочной за-

долженности

0.49

0.68

0.73

К-т покрытия общей задолженности

0.49

0.83

1.8

К-т оборачиваемости дебиторских счетов

40

52

55

К-т оборачиваемости запасов

17

22

27

Прибыль на единицу акционер. капитала

10

14.7

30.6


       Анализ динамики основных коэффициентов показывает:

1. Коэффициент ликвидности был стабилен и свидетельствует о способности компании погашать краткосрочные обязательства.

2. Коэффициент покрытия основных средств и коэффициент общей задолженности резко выросли за последний год. Это может говорить о том, что компания замораживает часть оборотного капитала в основных средствах и использует для этого кредиты. Вместе с тем, краткосрочная ликвидность компании , хотя и ухудшалось все время, но в настоящий момент не достигла опасной черты.

2. Оборачиваемость дебиторских счетов замедлилась – с 40 до 55 дней. Это могло быть связано с ростом продаж и с расширением новой клиентуры. В то же время необходимо выяснить, в какой мере замедление инкассации было связано с более льготными условиями предоставления кредита клиентам.

3. Оборачиваемость запасов тоже несколько замедлилась – с 18 до 22 дней. Было ли это связано с накоплением запасов компаний в предвидении роста объема производства? Или сыграли роль другие причины?

4. Прибыльность компании резко возросла в 1989 г.: показатели дохода на акционерный капитал и на единицу продаж удвоился. Каковы перспективы изменения прибыльности в будущем?

Оценивая кредитную заявку, банк должен принять во внимание все эти факторы. Таким образом, изучение финансовых отчетов – баланса, счета прибылей и убытков, расчет различных коэффициентов на базе этих отчетов – позволяет глубже понять истинное положение дел компании, оценить перспективы ее раз-вития и ее способность выплатить долг по кредиту.


Другие источники информации о заемщике

       Финансовая отчетность является лишь одним из каналов получения информации о заемщике. К другим источникам относятся также архивы банка, отчеты специализированных кредитных агентств, обмен информацией с другими банками и финансовыми учреждениями, изучение финансовой прессы.

       Банки хранят всю информацию о прошлых операциях со своими клиентами. Архивы кредитного отдела позволяют установить, получал ли заявитель в прошлом займы у банка, и если получал, были ли задержки с платежами, нарушения условий договора и т. д. Бухгалтерия сообщает о всех случаях неразрешенного овердарфта.

       Банковские отделы кредитоспособности изучают отчеты кредитных агентств, которые содержат базовую информацию о фирмах, историю их деятельности, сведения о финансовом положении за ряд лет. Это особенно важно, если банк ранее не имел контактов с заемщиком. Агентства могут выпускать специализированные отчеты о компаниях в определенной отрасли или группе отраслей, что также представляет интерес для банка.

       Наконец, банки и другие финансовые учреждения обмениваются конфиденциальной информацией о компаниях. Банк просит заявителя представить список других банков и финансовых учреждений, с которыми он ведет дела или имел отношения в прошлом. Затем банк проверяет представленную информацию по почте или по телефону. Он просит другие банки охарактеризовать заявителя на основе прошлого опыта работы с ним.


       Таким образом, в рассмотренном примере банк видимо имеет дело с кредитоспособным заемщиком. Безусловно требует проверки его кредитная история, личные качества руководителей фирмы и оценка целей , на которые компания просит предоставить кредит. Кроме этого, для банка будет иметь значение сумма кредита, срочность, порядок погашения основной суммы и уплата процентов , а также обеспечение. С большой долей вероятности можно утверждать, что если компания является клиентом банка, то кредит будет предоставлен ей на более льготных условиях, чем в случае , если ее основной счет находится в другом банке.



3. Этапы выдачи кредита

       Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

– рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

– изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде

– подготовка и заключение кредитного соглашения;

– контроль за выполнением условий соглашения и погаше-нием кредита.


       Кредитная заявка

        Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды,предполагаемое обеспечение.

       Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.

1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

2. Отчет о движении кассовых поступлений  основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае пред-ставляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:

– описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;

– отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);

– планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);

– план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);

– план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);

– финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

       Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет КИ не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и со-ставить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

      

Интервью с клиентом


       В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Примеры вопросов приводятся ниже.

1. Сведения о клиенте и его компании:

– является ли фирма единоличным предприятием, товарище-ством или корпорацией;

– как давно учреждена компания;

– какова ее продукция;

– кто владельцы, сколько акций они имеют;

– каков опыт и квалификация менеджеров;

– прибыльна ли компания;

– кто основные поставщики и покупатели;

– на каких условиях продается продукт.

2. Вопросы по поводу просьбы о кредите:

– какую сумму денег компания намерена получить у банка;

– как рассчитана эта сумма;

– достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;

– учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа;

– учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.

3. Вопросы, связанные с погашением кредита:

– как клиент предполагает погашать кредит;

– сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;

– имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;

– есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.

4. Вопросы по поводу обеспечения займа:

–  какое обеспечение будет передано в залог;

–  кто владелец обеспечения;

–  где складировано обеспечение;

– находится ли дно под контролем клиента и может ли быть продано;

– требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;

Страницы: 1, 2, 3, 4