Кредитный риск коммерческого банки.
Он
позволяет определить средний срок в днях инкассации средств по поставкам
продукции покупателям с предоставлением отсрочки платежа. Средняя сумма
дебиторских счетов рассчитывается путем суммирования их на начало и конец
периода и деления на два. Вместо продаж в кредит часто используют общую сумму
продаж, так как кассовые сделки, как правило, незначительны.
Разумеется,
значения указанного показателя имеют смысл только в сравнении с аналогичными
коэффициентами других предприятий отрасли. Если показатель относительно высок,
то это может указывать на задержки в оплате счетов покупателями или на
слишком льготные условия кредитования, чтобы стимули-ровать сбыт продукции.
У
«Нэшнл бук» показатель оборачиваемости в 1989 г. был равен 54,99 (629,6 х 365):
4178,2, т. е. оплата счетов в среднем составила 55 дней.
Следующий
показатель – коэффициент оборачиваемости запасов
( inventory
turnover ratio ):
Запасы х 365
К-т оборачиваемости запасов =
--------------------------------------------------------------------------
Себестоимость проданных товаров
В знаменателе
указываются издержки на производство проданных товаров ( продажи минус прибыль
и накладные расходы ). У компании показатель равен 27.23 (222.1 х 365 ):
2976.6. Эту цифру следует сравнить со средним показателем по отрасли. Высокая
скорость оборачиваемости запасов говорит об эффективности использования
ресурсов, но может быть сигналом скорого истощения ресурсов.
Третий
коэффициент – коэффициент оборачиваемости кредиторской зидолженности (
accounts payable turnover ratio ):
Счета к оплате х 365
К-т
оборачиваемости кредиторской задолженности =
----------------------------------------------
Cебестоимость продукции
Коэффициент
позволяет определить, насколько быстро компания оплачивает счета поставщиков.
Резкое повышение показателя может указывать на проблемы с притоком денежной
наличности, а снижение – на досрочную оплату счетов с целью получения скидки.
У
«Нэшнл букв показатель составил 21,47 (175,1 х 365): 2976,6. Его опять-таки
следует сравнить со средними показателями в отрасли.
5.
Показатели рентабельности ( profitability ratios ) свидетельствуют
об общей эффективности работы компании, об успешности политики ее руководства и
отдельных служб. При расчете показателей рентабельности чистая прибыль
сравнивается с такими параметрами, как сумма продаж, активы и акционерный
капитал компании.
Начнем
с коэффициента, характеризующего отношение прибыли к сумме продаж (
return on salea ratio):
Чистая прибыль х 100
Прибыль на
единицу продаж = ---------------------------------------------------
Продажи
Этот
коэффициент не имеет стандартов, он связан с отраслью производственной деятельности
и со многими другими факторами. У «Нэшнл бук» он был равен 5,6 центов на 1
долл. продаж (232,6: 4178,9) х 100.
Второй
показатель - прибыль на единицу активов ( return on asset ratio
):
Чистая прибыль х100
Прибыль на
единицу активов= --------------------------------------------
Активы
Коэффициент
характеризует прибыльность производства с точки зрения использования активов
компании. У "Нэшнл бук" этот показатель в 1989 г. составлял 10,9
цента на единицу активов (232: 2124,9)х100.
Наконец,
показатель дохода, полученного на единицу акционерного капитала (ге1цгп
оп ецийу), свидетельствует о том, насколько эффективно и прибыльно
использовались средства акционеров:
Чистая прибыль х 100
Прибыль на
единицу акционерного капитала = ---------------------------------
Акционерныи капитал
При
оценке значений этого показателя необходимо учитывать риск, связанный с
инвестированием средств в данное предприятие. У «Нэшнл бук» прибыль на единицу
капитала была равна 30,7 (232,6: 756,6)х100. Очевидно, 30,7 цента на 1
вложенный доллар – это неплохой конечный результат.
Большой
интерес для банковского работника представляет изменение коэффициентов за ряд
лет. Динамика показателей за 1987-89 гг. позволяет сделать некоторые выводы.
Динамика
финансовых коэффициентов компании за 1987-89 гг.
Коэффициент
|
1987
|
1988
|
1989
|
К-т
ликвидности
|
1.58
|
1.67
|
1.63
|
К-т
покрытия основ-ных средств
|
0.62
|
0.59
|
1.56
|
К-т
краткосрочной за-
долженности
|
0.49
|
0.68
|
0.73
|
К-т
покрытия общей задолженности
|
0.49
|
0.83
|
1.8
|
К-т
оборачиваемости дебиторских счетов
|
40
|
52
|
55
|
К-т
оборачиваемости запасов
|
17
|
22
|
27
|
Прибыль
на единицу акционер. капитала
|
10
|
14.7
|
30.6
|
Анализ
динамики основных коэффициентов показывает:
1.
Коэффициент ликвидности был стабилен и свидетельствует о способности компании
погашать краткосрочные обязательства.
2.
Коэффициент покрытия основных средств и коэффициент общей задолженности резко
выросли за последний год. Это может говорить о том, что компания замораживает
часть оборотного капитала в основных средствах и использует для этого кредиты.
Вместе с тем, краткосрочная ликвидность компании , хотя и ухудшалось все время,
но в настоящий момент не достигла опасной черты.
2.
Оборачиваемость дебиторских счетов замедлилась – с 40 до 55 дней. Это могло
быть связано с ростом продаж и с расширением новой клиентуры. В то же время
необходимо выяснить, в какой мере замедление инкассации было связано с более
льготными условиями предоставления кредита клиентам.
3.
Оборачиваемость запасов тоже несколько замедлилась – с 18 до 22 дней. Было ли
это связано с накоплением запасов компаний в предвидении роста объема
производства? Или сыграли роль другие причины?
4.
Прибыльность компании резко возросла в 1989 г.: показатели дохода на
акционерный капитал и на единицу продаж удвоился. Каковы перспективы изменения
прибыльности в будущем?
Оценивая
кредитную заявку, банк должен принять во внимание все эти факторы. Таким
образом, изучение финансовых отчетов – баланса, счета прибылей и убытков,
расчет различных коэффициентов на базе этих отчетов – позволяет глубже понять
истинное положение дел компании, оценить перспективы ее раз-вития и ее
способность выплатить долг по кредиту.
Другие
источники информации о заемщике
Финансовая
отчетность является лишь одним из каналов получения информации о заемщике. К
другим источникам относятся также архивы банка, отчеты специализированных
кредитных агентств, обмен информацией с другими банками и финансовыми
учреждениями, изучение финансовой прессы.
Банки
хранят всю информацию о прошлых операциях со своими клиентами. Архивы
кредитного отдела позволяют установить, получал ли заявитель в прошлом займы у
банка, и если получал, были ли задержки с платежами, нарушения условий договора
и т. д. Бухгалтерия сообщает о всех случаях неразрешенного овердарфта.
Банковские
отделы кредитоспособности изучают отчеты кредитных агентств, которые содержат
базовую информацию о фирмах, историю их деятельности, сведения о финансовом
положении за ряд лет. Это особенно важно, если банк ранее не имел контактов с
заемщиком. Агентства могут выпускать специализированные отчеты о компаниях в
определенной отрасли или группе отраслей, что также представляет интерес для
банка.
Наконец,
банки и другие финансовые учреждения обмениваются конфиденциальной информацией
о компаниях. Банк просит заявителя представить список других банков и
финансовых учреждений, с которыми он ведет дела или имел отношения в прошлом.
Затем банк проверяет представленную информацию по почте или по телефону. Он
просит другие банки охарактеризовать заявителя на основе прошлого опыта работы
с ним.
Таким
образом, в рассмотренном примере банк видимо имеет дело с кредитоспособным
заемщиком. Безусловно требует проверки его кредитная история, личные качества
руководителей фирмы и оценка целей , на которые компания просит предоставить
кредит. Кроме этого, для банка будет иметь значение сумма кредита, срочность,
порядок погашения основной суммы и уплата процентов , а также обеспечение. С
большой долей вероятности можно утверждать, что если компания является клиентом
банка, то кредит будет предоставлен ей на более льготных условиях, чем в случае
, если ее основной счет находится в другом банке.
3. Этапы
выдачи кредита
Процесс
кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой
вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности
и прибыльности для банка:
–
рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;
–
изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде
–
подготовка и заключение кредитного соглашения;
–
контроль за выполнением условий соглашения и погаше-нием кредита.
Кредитная
заявка
Клиент,
обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся
исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок
ссуды,предполагаемое обеспечение.
Банк
требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты,
служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины
обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их
тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как
представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает
вывод о перспективности сделки.
В
состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с
заявкой, входят следующие.
1.
Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и
убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и
показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о
прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о
доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в
резервы, выплата дивидендов и т. д.).
2. Отчет о движении
кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две
даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет
дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования
дефицита кассовых поступлений и т. д.
3. Внутренние
финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое
положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально,
помесячно).
4.
Внутренние управленческие отчеты. Составление
баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного
учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для
руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения
дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.
5. Прогноз
финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж,
расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости
запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два
вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный
вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй
прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям,
месяцам, кварталам).
6. Налоговые
декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут
содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут
характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты
налогов с части прибыли.
7. Бизнес-планы.
Многие
кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще
не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае
пред-ставляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о
целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ
должен включать:
–
описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая
патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;
–
отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые
предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих
отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);
–
планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на
рынок и т. д.);
–
план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе,
имеющееся оборудование и т. д.);
–
план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т.
п.);
–
финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз
движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Заявка
поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее
рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем
или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для
решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет КИ не только выяснить многие
важные детали кредитной заявки, но и со-ставить психологический портрет
заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава
компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития
предприятия.
Интервью
с клиентом
В
ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы
компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах,
представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы
по 4 – 5 группам. Примеры вопросов приводятся ниже.
1.
Сведения о клиенте и его компании:
–
является ли фирма единоличным предприятием, товарище-ством или корпорацией;
–
как давно учреждена компания;
–
какова ее продукция;
–
кто владельцы, сколько акций они имеют;
–
каков опыт и квалификация менеджеров;
–
прибыльна ли компания;
–
кто основные поставщики и покупатели;
–
на каких условиях продается продукт.
2.
Вопросы по поводу просьбы о кредите:
–
какую сумму денег компания намерена получить у банка;
–
как рассчитана эта сумма;
–
достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;
–
учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы
активов, финансируемых с помощью займа;
–
учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.
3.
Вопросы, связанные с погашением кредита:
–
как клиент предполагает погашать кредит;
–
сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;
–
имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;
–
есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.
4.
Вопросы по поводу обеспечения займа:
–
какое обеспечение будет передано в залог;
–
кто владелец обеспечения;
–
где складировано обеспечение;
–
находится ли дно под контролем клиента и может ли быть продано;
–
требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|