рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Кредитные операции банков на современном этапе рефераты

-          использованием различных финансовых стандартов (стандарты оценки, бухгалтерские стандарты и др.) на различных рынках;

-          ограниченностью присутствия рейтинговых агентств на многих рынках.

В связи с вышесказанным кредитные инспекторы должны быть особенно осторожны и внимательны в процессе сбора и проверке информации. Наилучшим источником независимой информации являются другие банки (обмен информацией с целью оценки их опыта работы с заемщиком), торговые партнеры заемщика (получение информации от поставщиков заемщика с целью оценки их опыта работы с заемщиком) и отчеты рейтинговых агентств (отчеты международных признанных рейтинговых агентств в целом являются наилучшим источником независимой оценки).

Получение и оценка неколичественной информации - это в одинаковой мере и искусство, и наука. Аналитик (обычно кредитный инспектор) должен составить многогранное представление о клиенте на основании информации, полученной от самой компании, из прочих внешних источников и уже имеющейся в банке, что приведено в табл. 3.2.



Таблица 3.2 Источники информации


Обычно погашение кредита предполагается за счет потоков денежных средств, генерируемых проектом, под который предоставлен кредит, или основной деятельностью заемщика. Кредитный инспектор должен изучить как финансовые, так и нефинансовые характеристики заемщика, с тем чтобы определить его финансовое положение (и соответственно ожидаемые потоки денежных средств) и выявить риски, которые могут оказать влияние на данные характеристики. Кредитный инспектор должен рассмотреть [23, с.248-249]:

-          качество управления;

-          состояние отрасли;

-          позицию клиента в отрасли;

-          финансовое положение клиента.

Качество управления является наиболее важной и сложной характеристикой для анализа. Некачественное или сомнительное управление существенно снижает кредитоспособность заемщика, при этом оценить качество управления довольно сложно. Кредитный инспектор должен дать оценку критериям, часто являющимся субъективными. В связи с этим каждый элемент качества управления должен быть проанализирован в отдельности с учетом всей имеющейся информации,которая представлена в табл. 3.3. С течением времени кредитные инспекторы расширят методы проверки каждого элемента.


Таблица 3.3 Методы проверки


Каждый элемент может быть проверен путем собеседований:

-          с сотрудниками фирмы (финансовый директор, директор по производству, начальник отдела кадров и др.);

-          с компетентными источниками вне фирмы (поставщики, прочие банки, клиенты заемщика и др.).

Состояние отрасли. Для правильной оценки рисков, с которыми сталкивается клиент, кредитный инспектор должен хорошо представлять себе условия, в которых работает заемщик. Даже сильная компания может испытывать значительные спады в проблемной отрасли. Для того чтобы интерпретировать данные по отрасли, кредитному инспектору следует изучить:

1. характеристики (атрибуты) отрасли, которые определяют условия деятельности.

2. структуру отрасли, являющуюся результатом характеристик отрасли.

3. ключевые факторы успеха (качественные показатели или действия, которые определяют успех компании в отрасли с учетом характеристик и структуры отрасли).

Кредитный инспектор выявляет основные характеристики отрасли, которые представлены в табл. 3.4.


Таблица 3.4 Основные характеристики отрасли


Кредитный инспектор описывает структуру отрасли, являющуюся результатом ее характеристик, что показано в табл. 3.5.


Таблица 3.5 Структура отрасли


На основе характеристик и структуры отрасли кредитный инспектор приходит к выводу о том, какие характеристики, действия и отношение требуются для достижения успеха в данной отрасли.

Пример 2. Отрасль характеризуется простым в производстве продуктом, низкими препятствиями к входу и быстро меняющимися вкусами. Сырье поступает от нескольких поставщиков, цена нестабильна.

В результате структура отрасли отличается высокой степенью конкуренции, с большим числом участников и низким уровнем концентрации. Маржа низкая и объемы инвестиций капитала низкие. Риск срыва поставок приводит к более высоким, чем обычно, уровням запасов.

Ключевые факторы успеха включают [23, с.260]:

1.         организацию, которая способствует быстрому, гибкому реагированию;

2.         хорошее знание рынка и способность прогнозировать рынок;

3.         хорошее управление текущими активами;

4.         сложные стратегии закупки сырья.

Ключевые факторы успеха должны быть ограничены только важными и измеримыми аспектами, действиями или отношением, которые определяют, добьется ли компания успеха или нет, в особенности если в отрасли наблюдается неблагоприятная ситуация. Этот процесс также выявит основные риски, мониторинг которых необходимо проводить для клиентов, работающих в данной отрасли.

Позиция заемщика в отрасли. После определения ключевых факторов успеха кредитный инспектор подтверждает наличие у клиента каждого из них. В максимально возможной степени клиент должен подвергнуться анализу и ранжированию в сравнении с другими компаниями в отрасли в отношении ключевых факторов успеха. Также должны быть выявлены любые риски, которым подвергается рейтинг клиента в отношении ключевых факторов успеха. Любое отклонение от ключевых факторов успеха должно быть объяснено. Обычно кредит не выдается клиентам, не обладающим ключевыми факторами успеха.

Финансовое положение заемщика. Как только будут изучены нефинансовые критерии, кредитный инспектор должен изучить финансовое положение заемщика. Финансовый анализ очень важен для понимания характера деятельности клиента, и им нельзя пренебрегать. Если финансовая информация отсутствует или ненадежна, риски ведения дел с клиентом увеличиваются. Если же банк тем не менее принимает решение вести дела с таким клиентом, кредитный инспектор должен, по крайней мере, собрать базовую финансовую информацию в сотрудничестве с клиентом.

Определение рисков. Анализируя качество деятельности и залога клиента, кредитный инспектор определит риски, которые ставят под угрозу погашение кредита в будущем. Это могут быть риски в отношении основной деятельности (например, риск снижения прибыльности, невыгодное по сравнению с конкурентами положение и др.) или залога (например, вопросы реализуемости, риск снижения стоимости и др.). Любые крупные риски должны быть выявлены и, если возможно, выражены количественно.

Кредитный инспектор должен изучить, насколько прибылен данный клиент для банка, с целью:

-          обоснования уровня кредитного риска;

-          фокусирования маркетинговых усилий банка;

-          соотнесения результатов деятельности кредитного инспектора и подразделения с установленными целями.

Кредитный инспектор должен рассчитать прибыльность всех взаимоотношений, с тем чтобы убедиться в том, что взаимоотношения с данным клиентом достаточно прибыльны в сравнении с прочими клиентами банка того же класса риска.

Кредитный инспектор приступает к структурированию кредита после того, как вышеупомянутый анализ позволил выявить:

-          потребности клиента;

-          сопутствующие сделке риски;

-          цели банка в отношении взаимоотношений с клиентом (например, целевые показатели по прибыли).

Структура кредита логически основывается на вышеупомянутых элементах. На основе результатов анализа кредитный инспектор должен оптимально определить: сумму кредита; тип и стоимость залога; график погашения; порядок мониторинга; список требуемой документации; положения кредитного соглашения (условия); процентную ставку.

Описанное выше определяется на основании проведенного анализа, представлено в табл. 3.6.


Таблица 3.6

Отметим, что роль субъективного фактора в развитии системы банковского кредитования чрезвычайно велика. Необходимо создать такую систему банковского кредитования с собственной инфраструктурой, которая в меньшей мере зависела бы от субъективных факторов и в значительно большей мере учитывала объективные законы развития кредита. Это позволит укрепить устойчивость банковской системы, повысить качество кредитного обслуживания, исключить возможность возникновения системных банковских кризисов, укрепить доверие инвесторов к российской банковской системе и финансовым рынкам.

Итак, кредитный риск определяется как вероятность неисполнения заемщиком своих обязательств перед кредитором в части уплаты основной суммы долга и процентов, установленных в рамках кредитного соглашения. Кредитный риск существует не только в кредитном портфеле банка, но и в долговых ценных бумагах и производных финансовых инструментах.


Заключение


Подведем некоторые итоги курсовой работы.

Кредитные операции – это отношения между кредитором и заемщиком по предоставлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности. Банковские кредитные операции подразделяются на две большие группы: активные, когда банк выступает в лице кредитора, выдавая ссуды, и пассивные, когда банк выступает в лице заемщика, привлекая деньги от клиентов и других банков в банк на условиях платности, срочности и возвратности.

Выделяются и две основные формы осуществления кредитных операций: ссуды и депозиты. Соответственно активные и пассивные кредитные операции банков могут осуществляться как в форме ссуд, так и в форме депозитов. Активные кредитные операции состоят, во-первых, из ссудных операций с клиентами и операций по предоставлению межбанковского кредита; во-вторых, из депозитов, размещенных в других банках. Пассивные кредитные операции аналогично состоят из депозитов третьих юридических и физических лиц, включая клиентов и иные банки, и ссудные операции по получению межбанковского кредита.

Исходя из указанных характеристик можно условно подчеркнуть различие между кредитными и ссудными операциями, кредитом и ссудой. Кредит – более широкое понятие, предполагающее наличие разных форм организации кредитных отношений, как формирующих источники средств банка, так и представляющих одну из форм их вложения. Ссуда же является лишь одной из форм организации кредитных отношений, возникновение которых сопровождается открытием ссудного счета.

Кредитный риск определяется как вероятность неисполнения заемщиком своих обязательств перед кредитором в части уплаты основной суммы долга и процентов, установленных в рамках кредитного соглашения. Кредитный риск существует не только в кредитном портфеле банка, но и в долговых ценных бумагах и производных финансовых инструментах.

Несмотря на достаточный выбор банковских кредитных продуктов, сегодня доступ к ним хозяйствующих субъектов затруднен. Это относится в равной степени как к крупным предприятиям, так и к предприятиям малого и среднего бизнеса. Особо сложная ситуация складывается с кредитованием индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Это связано с рядом факторов законодательного характера, объективными – например, отсутствием у банков долгосрочных ресурсов, а также субъективными причинами, таких как кредитованием занимаются конкретные люди, которые и принимают окончательные решения.

Роль субъективного фактора в развитии системы банковского кредитования чрезвычайно велика. Необходимо создать такую систему банковского кредитования с собственной инфраструктурой, которая в меньшей мере зависела бы от субъективных факторов и в значительно большей мере учитывала объективные законы развития кредита. Это позволит укрепить устойчивость банковской системы, повысить качество кредитного обслуживания, исключить возможность возникновения системных банковских кризисов, укрепить доверие инвесторов к российской банковской системе и финансовым рынкам.

Как и всякая, реально существующая экономическая система, система банковского кредитования должна обладать собственной инфраструктурой. На наш взгляд, многие проблемы, которые сегодня существуют в развитии системы банковского кредитования в стране, связаны с недостатками в создании и развитии её инфраструктуры.


Список литературы


1.            Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности". - М.: Омега

2.            Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г., N 28, ст. 2790.

3.            Указанием ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" // Вестник Банка России" от 28 января 2004 г. N 84.

4.            Положение ЦБР от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" // Вестник Банка России" от 7 мая 2004 г. N 28.

5.            Апель А.Л. Основы банковской деятельности. - СПб., Питер, 2005.

6.            Антонов Н.Г., Песселъ М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 2006.

7.            Балабанова И. Т. Банки и банковское дело: Учебник. - СПб.: Питер

8.            Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2007.

9.            Банковское дело и финансирование инвестиций / под ред. Н. Брука, Всемирный банк реконструкции и развития, 2006, т. II. часть 1.

10.       Гаврин Д.А. Актуальные вопросы регулирования банковской деятельности. - М.: Стату, 2006.

11.       Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2007.

12.       Жарковская Е. П. Банковское дело. Учебник. - М.: Омега-Л, 2006.

13.       Завалеев В.В. Банковское дело. - М.: Спарк, 2003.

14.       Комментарий к Закону "О банках и банковской деятельности" / Под ред. Фоминой О.Е. - М.: Фонд "Правовая культура", 2004.

15.       Коробова Г.Г. Банковское дело. - М.: Экономистъ, 2005.

16.       Костерина Т.М. Банковское дело. - М.: Экономистъ. 2006.

17.       Кравцова Г.И., Василенко Н.К. Организация деятельности коммерческого банка. –Мн. БГЭУ, 2007.

18.       Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка. -М.: Статут, 2007.

19.       Мордвинов Н. С. Избранные произведения. М.: Бек, 2004.

20.       Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. - М.: ДИС, 2007.

21.       Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2006.

22.       Питер С. Роуз. Банковский менеджмент. – М.: Дело, 2005.

23.       Руководство по кредитному менеджменту / Под ред. Б.Эдвардса. – М.: Инфра-М, 2007.

24.       Семибратова О.И. Банковское дело. –М.: Академия, 2006.

25.       Арсланбеков-Федоров А.А. Стоимостной анализ коммерческого банка: операционно-структурный аспект // Банковское дело. - 2006. - №4.

26.       Банковская наука: состояние и перспективы развития // Деньги и кредит. -2006. -№4.

27.       Вержбицкая П.В., Маллабаев Н.Т. Анализ финансового состояния банков-контрагентов // Банковское дело. - 2005. - №7.

28.       Волошин И.В. Анализ денежных потоков коммерческого банка // Банковское дело. - 2006. - №9.

29.       Едронова В.Н., Бахтин Д.В. Стимулирование повышение спроса на кредитные услуги банков // Финансы и кредит. – 2006. - №12.

30.       Захаров В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития // Деньги и кредит. – 2007. - №2.

31.       Кредитно-денежная политика // Альманах. 2006. №7.

32.       Тимофеева З.А. Аналитическая работа в коммерческом банке // Деньги и кредит.-2007.-№2.


Страницы: 1, 2, 3