рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Кредитные операции банков (на примере Ростовского филиала ОАО "Альфа-банк") рефераты

2) Для Заемщика, Поручителя, Залогодателя, Принципала, иных участников сделки, являющихся физическими лицами:

·                   ксерокопия документа, удостоверяющего личность (копия снимается уполномоченным сотрудником Банка) и заверяется его подписью с проставлением даты и указанием должности и Ф.И.О. сотрудника);

·                   нотариально заверенное согласие супруга на заключение сделки с указанием всех её условий.

3) По любым видам залога:

·                   документ, подтверждающий отсутствие прав третьих лиц на передаваемое в залог имущество;

·                   копии документов, подтверждающих право собственности на передаваемое в залог имущество с указанием инвентарных и заводских номеров основных средств, передаваемых в залог (копии контрактов, таможенных документов, инвойсов, накладных, платежных документов, актов приемки-передачи, накладных и других документов, подтверждающих наличие передаваемого имущества и его оплату, в том числе выписки из реестра акционеров);

·                   письменное согласие собственника на залог имущества, находящегося в хозяйственном ведении либо на залог прав аренды имущества, находящегося в аренде;

·                   выписка из протокола (корпия протокола) заседания Совета директоров акционерного общества (либо общего собрания акционеров (если Совет директоров не создан) об определении цены передаваемого в залог имущества (для Залогодателей, являющихся акционерными обществами при заключении ими крупной сделки).

4) По залогу зданий и сооружений с одновременным залогом земельного участка либо прав на земельный участок помимо документов, указанных по любым видам залога:

·                   копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на предмет залога;

·                   выписка из паспорта БТИ с планом объекта недвижимости;

·                   справка БТИ об оценке предмета залога;

·                   копия договора аренды земельного участка, зарегистрированного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, свидетельство о государственной регистрации права аренды;

·                   согласие (уведомление) собственника земельного участка на залог прав аренды.

5) По залогу земельных участков (без зданий и сооружений) помимо документов, указанных выше, предоставляются:

·                   копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок;

·                   копия плана (чертежа границ) участка, выданная комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;

·                   документ соответствующего органа государственной власти о нормативной цене передаваемого в залог земельного участка;

·                   копия нормативного акта соответствующего органа местного самоуправления, устанавливающего минимальный размер земельного участка, меньше которого ипотека не допускается;

·                   решение соответствующего органа государственной власти об отводе земельного участка.

В случае необходимости, Юридическое управление Банка вправе запросить дополнительно иные документы клиентов.


3. Кредитная политика банка и пути повышения ее эффективности

Для рассмотрения путей улучшения кредитной политики Банка охарактеризуем понятие кредитного риска.

Кредитный риск (риск контрагента) представляет собой риск нарушения должником условий договора или иного способа невыполнения обязательств.[13] Такой риск возникает в тех областях деятельности, где успех зависит от результатов работы заемщика, контрагента или эмитента. Соответственно, управление кредитным риском основывается на выявлении причин невозможности или нежелания выполнять обязательства и определении методов снижения рисков. Последовательность управления кредитным риском та же, что и по другим видам риска:

1). Идентификация кредитного риска. Определение наличия кредитного риска в различных операциях. Создание портфелей риска.

2). Качественная и количественная оценка риска. Создание методик расчета уровня риска на основе выявления причин невозможности или нежелания возвращать заемные средства и определении методов снижения рисков.

3). Планирование риска как составная часть стратегии банка.

4). Лимитирование риска.

5). Создание системы процедур, направленных на поддержание запланированного уровня риска.

Итак, первый этап– идентификация кредитного риска.

Структура кредитного риска неоднородна. Выделяются 3 вида кредитного риска: кредитования контрагента или риск выплаты, риск расчетный, риск предрасчетный. Состав указанных рисков приведен в таблице:


Таблица 3.1. Характеристика различных видов кредитного риска

Вид риска

Характеристика рисков

Риск кредитования контрагента или риск выплаты.

Заключается в возможности не возвращения контрагентом банку основной суммы долга по истечении срока кредита, векселя, поручительства.

Расчетный риск.

Возникает в случаях, когда осуществляется передача определенных инструментов (например, денежных средств или финансовых инстументов) на условиях предоплаты, либо предпоставки с нашей стороны. Риск заключается в том, что встречной поставки со стороны контрагента не происходит.

Предрасчетный риск

Риск того, что контрагент не выполнит своих обязательств по сделке до расчетов и банку придется заменить данный контракт сделкой с другим контрагентом по существующей (и возможно неблагоприятной) рыночной цене.


Эти разновидности кредитного риска влияют на его количественную оценку. Первые два предполагают подверженность риску 100% активов, причем первый вид риска увеличивается в связи с длительным сроком операции. Предрасчетный риск соответствует размеру издержек на замещение сделки на рынке в случае невыполнения обязательств со стороны контрагента. В одной операции может быть несколько объектов и видов кредитного риска.

Второй этап – качественная и количественная оценка рисков. Оценка кредитного риска, в сложившейся практике, осуществляется двумя основными способами – качественным и количественным. Качественный способ представляет собой словесное описание уровня риска и обычно производится путем составления кредитного рейтинга. Цель качественной оценки рисков – принятие решения о возможности кредитования, приемлемости залогов и переход к определению качественных параметров. Опираясь на показатели по каждому ссудополучателю, можно определить средневзвешенный показатель риска по кредитному портфелю в целом.

Кредитные рейтинги определяются, как правило, следующим образом.

1. Составляется шкала оценки риска для заемщиков (или отдельных кредитов, или групп залогов), например, «минимальный риск», «умеренный риск», «предельный риск», «недопустимый риск» или группы под номерами по возрастанию или уменьшению. Показателям кредитного рейтинга присваивается количественная оценка, например количество баллов или процентов.

2. Выделяются существенные показатели деятельности заемщика, определяющие уровень риска, их удельные веса при формировании совокупного показателя.

3. Для существенных показателей из п. 2 определяются границы, определяющие их качество.

4. Формируется совокупный показатель риска (кредитный рейтинг) путем соединения оценок отдельных показателей, согласно их удельным весам.

По мнению автора [23], наиболее важные показатели, определяющие уровень риска следующие: стабильность финансовых потоков, обеспеченность собственными средствами и устойчивыми пассивами, ликвидность обеспечения и достаточность обеспечения. Качественные границы показателей могут быть следующими:

Стабильность финансовых потоков.

Низкая степень риска – бизнес более 2-х лет, стабильные финансовые потоки.

Умеренная степень риска – бизнес менее двух лет, значительные колебания финансовых потоков или бизнес менее года, стабильные финансовые потоки.

Высокая степень риска – бизнес менее года, нестабильные финансовые потоки.

Недопустимый риск – бизнес менее 6 месяцев, либо финансовые потоки неуклонно сокращаются.

Обеспеченность собственными оборотными средствами и устойчивыми пассивами.

Низкая степень риска – собственные средства и устойчивые пассивы покрывают не менее 70% потребности в оборотных средствах.

Умеренная степень риска – собственные средства и устойчивые пассивы покрывают не менее 50% потребности в оборотных средствах.

Высокая степень – собственные средства и устойчивые пассивы покрывают не менее 30% потребности в оборотных средствах.

Недопустимый риск – собственные средства и устойчивые пассивы покрывают менее 30% потребности в оборотных средствах.

Ликвидность обеспечения.

Низкая степень риска – залог может быть реализован на организационных торгах, либо может являться предметом массового спроса.

Умеренная степень риска – существует не менее двух потенциальных покупателей на предмет залога.

Высокая степень риска – залог труднореализуем.

Недопустимый риск – ликвидность залога не определена.

Достаточность обеспечения.

Низкая степень риска – обеспечения достаточно для покрытия суммы основного долга, процентов по ссуде за весь период действия кредитного договора, покрытия издержек, связанных с реализацией залоговых прав.

Умеренная степень риска – обеспечения достаточно для покрытия суммы основного долга.

Высокая степень риска – обеспечение покрывает 50% от суммы основного долга.

Недопустимый риск – сумма обеспечения меньше 50% суммы основного долга.

Каждому показателю присваивается определенный уровень риска, оцениваемый в процентах, согласно таблице:


Таблица 3.2. Значения различных уровней риска

Уровень риска

Процент кредитного риска

Низкий

1–5%

Умеренный

5–10%

Высокий

10 -50%

Недопустимый

50–100%


Поскольку эти показатели равнозначны, то уровнем кредитного риска будет их среднеарифметическое.

Количественная оценка – это присвоение количественного параметра качественному с целью определения предела потерь по операции и включения процесса управления рисками в бизнес-планирование. Количественный метод можно проиллюстрировать на примере инструкции Центрального Банка РФ №62а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам». В этом документа увязаны группы кредитного риска с размерами возможных потерь. Такой метод имеет два преимущества:

1. Риск оценивается количественно и можно обосновать размеры резервов для его покрытия.

2. Оценка в рублях – сопоставимая база для всех видов риска. Возможность суммирования всех видов рисков позволяет определить «предел потерь» – один из элементов стратегии банка.

Чрезвычайно важно правильно определить количественные параметры, поскольку именно они должны оказать самое прямое влияние на структуру оборотных средств в процессе планирования. Если качественная оценка дает достаточно широкие границы показателя, то в количественной оценке границы конкретны. Количественный показатель определяется путем увеличения уровня кредитного риска на размер кредита. Полученная сумма может формировать резерв на возможные потери по данному виду операций.

Отметим также, что в мировой практике при оценке риска кредитования используется метод скоринг-систем.

Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок.

В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель; чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.

Интегральный показатель каждого клиента сравнивается с неким числовым порогом, или линией раздела, которая, по существу, является линией безубыточности и рассчитывается из отношения, сколько в среднем нужно клиентов, которые платят в срок, для того, чтобы компенсировать убытки от одного должника. Клиентам с интегральным показателем выше этой линии выдается кредит, клиентам с интегральным показателем ниже этой линии – нет.

При переходе к этапу планирования рисков, рассчитанный резерв по плановому кредитному портфелю должен сопоставляться с суммой, которая, согласно политике в области рисков, представляет собой предел потерь для данной операции.

Следующими этапами являются лимитирование риска, т.е. установление неких ограничителей и создание системы процедур, направленных на поддержание запланированного уровня риска. Лимитирование кредитных рисков включает несколько составляющих:

1. Установление структурных лимитов, представляющих собой определенное процентное соотношение кредитов с различным уровнем риска. Наша задача установить это процентное соотношение таким образом, чтобы не превысить запланированного предела потерь.

2. Лимитирование кредитных рисков конкретных заемщиков.

3. Установление лимитов кредитования на различные виды кредитных операций.

В создание системы процедур, направленных на поддержание запланированного уровня риска входят следующие мероприятия:

1. Создание системы делегирования ответственности – так называемой «матрицы полномочий».

2. Дополнительный контроль на стадии выдачи кредита.

3. Периодический мониторинг уровня риска по портфелю в целом.

Создание матрицы полномочий необходимо для того, чтобы правильно распределить силы без ущерба для процесса управления рисками. Контроль должен осуществляться на всех этапах: этапе установления лимита, этапе совершения сделки (разрешения сделки), этапе перевода средств.

Участие в совершении сделки Службы внутреннего контроля предполагает дополнительный контроль за выполнением всех существенных условий и ее надлежащим оформлением.

Периодический мониторинг уровня кредитного риска по портфелю в целом необходим как при выдаче новых кредитов, так и без выдачи новых кредитов. Последнее актуально в связи с тем, что уровень риска может измениться с изменением финансового положения заемщика, под действием ценовых факторов, в связи с изменением ситуации на рынке различных товаров, изменении динамики курсов валют и т.п. Такой мониторинг должен быть вменен в обязанность подразделения банка (желательно не кредитного), например, Службы внутреннего контроля или планово-экономического отдела.

Для снижения уровня кредитных рисков в России необходимо создавать систему институтов кредитных историй, которые позволяли бы банку, выдающему кредит, собирать информацию об его возможном получателе. (Сейчас банки получают данные о предприятии, берущем кредит; обмениваясь между собой информацией по неофициальным каналам.) Здесь возможны следующие варианты:

1. Централизованный, когда функции институтов кредитной истории берут на себя Центральный Банк и его региональные расчетно-кассовые центры.

В [20] в качестве примера приводится Саратовская область, где институт кредитных историй создан в апреле 1999 года при местном отделении Центрального Банка. Информацию для него предоставляют 25 банков области. В настоящий момент, число невозвращенных кредитов в Саратовской области снизилось в 5 раз, по сравнению с тем временем, когда данного института не существовало.

2. Частный, через создание кредитных бюро – частных самоокупаемых предприятий.

По мнению автора статьи [24] Тарачева В.А. – члена банковского комитета Государственной Думы РФ, для развития банковской системы в РФ и снижения кредитных рисков необходимо следующее:

1. Внести изменения в Закон «Об ипотечных ценных бумагах».

Предоставить право выпускать ипотечные ценные бумаги не только специализированным ипотечным агентствам, но и любым коммерческим банкам, не привлекающих вклады физических лиц. Обязать всех выпускающих ипотечные ценные бумаги формировать в качестве обеспечения ипотечное покрытие.

2. Для развития синдицирования подготовить законопроект о договорах об участии банков в кредитных рисках. Такие договора могут быть оформлены специальной ценной бумагой – кредитной нотой.

3. Внести изменения в Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8