рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Ипотечное кредитования жилья на примере "Альфа Банка" рефераты

Основным документом, впервые раскрывшим сущность отечественного ипотечного кредитования, стал Гражданский кодекс РФ (п.2 ст. 334 ГК РФ и ряд других норм ГК РФ). В дальнейшем был принят Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", вступивший в силу 20 июля 1998 г., в который внесены изменения вплоть до 2004 года. Также одним из важных законодательных актов стал принятый 21.07.97 г. Федеральный закон РФ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Важными этапами в становлении правовой базы российской ипотеки можно рассматривать принятие следующих постановлений, регламентирующих развитие ипотечного кредитования:

-          постановление Правительства РФ от 26.08.96 г. "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию";

-          постановление Правительства РФ от 18.02.98 г. № 219 "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

-          постановление Правительства РФ от 26.02.98 г. № 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах";

-          постановление Правительства РФ от 11.01.00 г. № 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации"

В настоящее время свои правила и требования по вопросам ипотеки сформировали и органы местного самоуправления, приняв соответствующие нормативно-законодательную базу на территориях.

К данному моменту заложена законодательная база для функционирования системы ипотечного кредитования. В мае 2004 году в Государственную Думы был внесен пакет из 27 законопроектов, направленных на формирование рынка доступного жилья. К концу года большинство из них были приняты и подписаны президентом. С перечнем законов можно ознакомиться Нужно заметить, что еще предстоит большая работа по совершенствованию законодательства, устраняющих противоречия. Учитывая важность и актуальность жилищного вопроса, Владимир Путин поручил премьер-министру обеспечить к 1 июля 2005 года принятие нормативных правовых актов, направленных на формирование рынка доступного жилья, а также внесение необходимых поправок в законодательство.

Большое внимание уделяется законодательному обеспечению системы рефинансирования как основной движущей силы развития ипотечного кредитования. В октябре 2003 года Государственная Дума приняла ключевой закон "Об ипотечных ценных бумагах", который устанавливает порядок выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. Этот закон позволит привлечь в сферу ипотечного кредитования значительные финансовые средства через выпуск ИЦБ. В 2004 году в закон были внесены поправки, касающиеся статуса ипотечного агента, а также требований к ипотечному покрытию и его реализации в случае банкротства эмитента облигаций с ипотечным покрытием. Данные поправки существенно улучшили качество закона, что дает возможность прогнозировать появления первых выпусков ипотечных ценных бумаг уже в 2005 году. Несмотря на то, что некоторые ведущие операторы достигли объемов достаточных для выпуска ипотечных ценных бумаг, по мнению экспертов требуется ряд дополнительных законодательных инициатив.

Кроме того, Министерством экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) разработана и, скорее всего, будет принята концепция, в которой предлагается заложить федеральному агентству (АИЖК) около 300 млрд руб. в форме гарантий на период до 2010 года, а также добавить в уставной капитал 33 млрд. рублей.

Большое значение для снижения рисков кредиторов и развития ипотеки имеют внесенные изменения в первую часть статьи 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, которая была дополнена исключением, согласно которому механизм принудительного исполнения судебных решений в части обращения взыскания на жилье, возможен, если оно является предметом ипотеки. Эта норма снижает риски банка в случае неплатежеспособности заемщика.

Значительный шаг сделан в создании кредитных бюро. Президентом подписан закон "О кредитных историях", целью которого является создание системы доступа к информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами. Принятие этого закона, который вступает в силу с сентября 2005 года позволит снизить риски кредитных организаций, что должно отразиться на процентных ставках.

Усилия законодателей направлены в первую очередь на снижение рисков для участников ипотечного рынка, на разработку надежных финансовых инструментов привлечения ресурсов в эту сферу. Поскольку развитие государственной концепции ипотеки очевидно и необходимо, в разработке ипотечных стандартов участвуют такие организации как ФКЦБ, Центробанк, Федеральное Агентство по жилищному ипотечному кредитованию (АИЖК), министерство промышленности и энергетики, а также ряд других госструктур. Таким образом, начата работа по созданию формирования рынка ипотечных ценных бумаг и унификации региональных схем ипотечного кредитования с целью развития общероссийской системы ипотечного жилищного кредитования.

Таким образом, в настоящий момент в большей степени сформирована правовая основа для реализации системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, которая может регламентировать современный этап устойчивого запуска и становления ипотеки.


1.3 История ипотечного кредита в РФ


История ипотечного кредитования России начинается в период правления императрицы Елизаветы Петровны, когда в 1754 г. начинает свою деятельность один из первых Государственный банк для дворянства. В дальнейшем, пройдя через ряд преобразований, дворянские банки по характеру деятельности стали представлять собой практически учреждения ипотечного кредита, предоставляющие ссуды под залог помещичьих имений вместе с крепостными. Первый этап становления и развития ипотечного кредитования в России закончился с повеления Александра II, который Императорским Указом Правительствующему Сенату от 1 сентября 1859 г. прекратил выдачу ссуд из государственных кредитных учреждений. Так как, несмотря на отработанную систему выдачи ссуд под залог, было нарушено правило сбалансированности активов и пассивов по их срокам, что повлекло за собой нарушение платежеспособности банков и их ликвидацию.

Затем по мере развития торговли и промышленности в середине XIX века, когда в России началось формирование развитых форм рынка. Правительство создает Государственный банк России. Но не позволяет ему заниматься долгосрочными операциями, внедряя в деятельность, прежде всего, предоставление краткосрочных ссуд и векселей. При этом потребность в долгосрочном банковском кредите постоянно растет. И тогда создаются кредитные учреждения для местных нужд, которые предоставляют возможность владельцам недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге пользоваться кредитом под залог своего имущества. Начинается второй этап в истории ипотеки России.

Городские кредитные общества устанавливают экономические отношения между получателем ипотечного кредита и обладателем свободного капитала, применяя механизм ипотечного кредитования в форме выдачи ипотечных облигаций. Возникают отношения купли – продажи облигаций. Устанавливаются сроки ипотечных кредитов, выдаваемых обществом заемщикам, которые соответствуют срокам выпущенных облигаций. При этом исключалась возможность беспредельного выпуска долговых обязательств. Их ограничивали объемы пассивных и активных операций кредитного общества. Одной из важнейших задач деятельности обществ была оценка недвижимости, предлагаемой заемщиком в качестве обеспечения ипотечного кредита. Правила каждого общества предусматривали, чтобы оценка соответствовала действительной стоимости залога и его доходности в случае не возврата кредита. Успех оценки зависел от способностей оценщика, его опыта, умения ориентироваться в конъюнктуре рынка недвижимости. Обществом кредит выдавался под залог стоимостью на 40-50 % выше 100 % суммы кредита.

Ипотечные кредиты предоставлялись под залог недвижимости – деревянных и каменных строений на сроки 15 и 25 лет, а в дальнейшем на 20 и 37 лет. При этом выдавались в основном пяти процентные облигации. В 1870 и 1880 гг. Москва имела высокие темпы строительства. Ежегодно в среднем вводилось около 2000 новых построек. Строительство частных домов, производственных зданий велось за счет собственных средств застройщиков и ипотечных кредитов Московского городского кредитного общества. Так, за 50 лет своей деятельности (1862 - 1912 гг.) им было выдано 35 035 ссуд на общую сумму 662,6 млн. руб., получено 38,4 млн. руб. дохода и 12,3 млн. руб. чистой прибыли. [20].

После проявления успешной ипотечной деятельности в Москве и Санкт – Петербурге. Были открыты кредитные общества в более 30 городах Российской Империи при активной поддержке местных органов управления. В конце 1880 начале 1890 гг. на рынке ипотечных кредитов появились земельные банки. Обострилась конкурентная борьба за потенциального заемщика, что в тоже время служило основой самосовершенствования деятельности любого ипотечного учреждения.

Данная система ипотечного кредитования России просуществовала до 1917 г. И затем Декретом Совета Народных Комиссаров от 17 мая 1919 г. "О ликвидации городских и губернских кредитных обществ" была прекращена, оставив 150 – летний опыт российской ипотеки архивам.

Десятилетие с 1991 г. по 2001 г. характеризуется значительными финансовыми инновациями для России. К данным нововведениям можно отнести следующие: простые и привилегированные акции, свободный валютный рынок, хеджирование, рынки опционов и фьючерсов, рынки ипотечных кредитов. Возникновение перечисленных финансовых инноваций обусловлено множеством факторов, как концептуальных, так и локальных.

Во-первых, это провозглашение свободы предпринимательства и рыночного хозяйствования. Во-вторых, коммерциализация банковской и хозяйственной деятельности. В-третьих, расширение международной деятельности. В-четвертых, изменение условий хозяйствования предприятий, в т.ч. в строительной сфере (изменение налогообложения, структуры источников финансирования, экономического цикла строительства, совершенствование технологий, появление новых финансовых структур, непостоянных процентных ставок, темпов инфляции и т.п.).

Основным побудительным мотивом введения инновации является повышение эффективности или универсальности рынков. Например, задачей финансового рынка является перераспределение сбережений общества более эффективным пользователям. И финансовые инновации позволяют сформировать рынок более эффективным, если снижаются расходы на перераспределение финансов или расходы, связанные с удовлетворением каких-либо потребностей. Кроме того, может снижаться общая стоимость посреднических услуг на финансовом рынке.

Ипотека как финансовая инновация для России конца XX и начала XXI века предоставляет возможности удовлетворения ряда потребностей: 1) социальной потребности людей в жилье с различным уровнем комфортности, 2) потребности банков и небанковских финансовых институтов в эффективном использовании свободных финансовых ресурсов и 3) потребности жилищно-строительного комплекса в загрузке производственных мощностей. Также, позволяет изменять не только стоимость и доступность финансирования жилищного строительства, но и влияет на управление денежными средствами заемщика, строительной и ипотечной организаций. Способствует финансовому дерегулированию в инвестиционно-строительной сфере, инициируя и стимулируя ее развитие.

Таким образом, ипотека в современной России развивается как финансовая инновация, включающая все характерные признаки нововведения. При этом становление ипотечной деятельности можно рассматривать как одну из инновационных стратегий в жилищном строительстве.

В Российской Федерации за последнее десятилетие постепенно развивается новая система жилищного финансирования. Так, существенно изменилась структура вводимого в эксплуатацию жилья, как по форме собственности, так и по источникам финансирования. Резко увеличилась доля жилья, вводимого за счет индивидуальных закройщиков, примерно в 3 раза с 1990 по 2000 г., и достигнув около 40 % в обще годовом объеме вводимого в эксплуатацию жилья [11, С.22]. Сформировался и быстро развивается рынок жилья, рынок ипотечных кредитов.

В тоже время следует отметить то, что сокращение бюджетных ассигнований в жилищное строительство вызвало значительное сокращение объемов бесплатно предоставляемого жилья очередникам. А очереди на получения жилья остаются довольно высокими. При этом платежеспособный спрос на вновь вводимое жилье можно охарактеризовать как недостаточный. В данной ситуации становление и развитие отечественной ипотеки представляется новым кредитно-финансовым механизмом, позволяющим улучшать жилищные условия населения, сокращать очереди на получения жилья.

Рассмотрим процесс становления ипотеки в Новосибирске, одном из крупных городов РФ. Ипотека в Новосибирске пробивает себе дорогу в условиях крайне неблагоприятной инвестиционно-финансовой ситуации. После кризиса 1998 года практически отсутствует возможность использования банковских ипотечных кредитов из-за недостатка долгосрочных кредитно-финансовых ресурсов, высокой стоимости кредитных средств и малой доходности от данного вида деятельности по сравнению с другими банковскими операциями. В связи с жесткостью федерального и местного бюджетов прекращено финансирование программ социального жилищного строительства. Кроме того, становлению ипотечного кредитования мало способствует нестабильность политической ситуации и проблема низкой платежеспособности населения. Так, по данным статистики среднедушевой доход в России в послекризисный период снизился в три раза, при этом более чем в 1,5 раза увеличился процент безработных. Как положительное, следует отметить то, что в настоящее время сформировано правовое обеспечение ипотеки. Заработали законодательные акты "Об ипотеке", "О регистрации недвижимого имущества и сделок с ним", "Об ипотечной деятельности на территории Новосибирской области" и др. Разрабатываются системы ипотечного кредитования, которые позволили бы удовлетворить реальные запросы жителей Новосибирска в строительстве жилья и улучшении жилищных условий.

В Новосибирске становление ипотеки представлено двумя подходами. Первый - открыло свою деятельность местное отделение государственного федерального агентства по ипотечному кредитованию (ГФАпИК), в основе деятельности которого положена традиционная американская концепция по схеме "банк-клиент". И второй - в мэрии Новосибирска разработана концепция муниципальной инициативы, в основе которой используются элементы ипотечного кредитования, позволяющие включить пусковой механизм ипотеки с учетом ограниченности инвестиционных ресурсов.

В рамках первого подхода используется организация ипотечного кредитования, построенного на первичном и вторичном рынке закладных и привлечении банковского капитала, возможно даже с использованием кредитных ресурсов зарубежных банков. Достоинством данного подхода является то, что это государственная структура со сформировавшейся командой, с разработанным организационно-правовым обеспечением и поддержкой федеральных органов власти. В тоже время, такое развитие ипотеки несвободно от недостатков. Так, в условиях нестабильной кредитно-финансовой системы, ипотечные кредиты предлагаемые ГФАпИК имеют высокую стоимость, что существенно ограничивает их потребительскую привлекательность. Использование дорогих кредитных ресурсов увеличивает стоимость одного квадратного метра жилой площади и значительно сужает сегмент потребительного рынка. В условиях ценовой конкуренции данный фактор существенно влияет на увеличение рисков, как коммерческих, так и инвестиционных. Кроме того, при данной схеме становления ипотеки следует учитывать риски, связанные с размещением ценных бумаг, эмитированных федеральными структурами. Так, отсутствие практики работы с закладными, недоверие населения может затруднять сбыт ценных бумаг, скорость их движения.

При втором подходе, когда используются элементы ипотеки, реализуется следующая инвестиционно-финансовая схема. Она объединяет ряд этапов: инвентаризацию недостроенных объектов – жилых домов в Новосибирске; подготовку (доработку) проектно-сметной документации на недостроенные объекты; разработку организационно-правового обеспечения ипотеки; разработку финансового плана обеспечения жилищного строительства; выбор источников инвестирования; ипотечное кредитование и расчет по кредиту. В частности, произведенные расчеты показывают то, что даже при минимальной стоимости кредита – 10 %, рентабельность инвестиционного проекта (строительство жилого дома на основе недостроенного ранее) составляет от 8 до 16 процентов, в зависимости от факторов комфортности, места положения и стоимости, ранее выполненных работ по проекту. Отметим, что данная схема становления ипотеки предполагает использование следующих источников инвестирования нового жилья: первый целевой вклад застройщика; средства фьючерсной продажи ранее занимаемой квартиры застройщика; ежемесячные выплаты по остатку стоимости квартиры и проценты по кредиту на данный остаток; денежные или материальные средства предприятий и организаций; денежные средства местных органов власти (субсидии на строительство жилья); займы;

Достоинством данного подхода является то, что для запуска ипотеки используются местные инвестиции. При этом существенно снижается стоимость одного квадратного метра жилья, за счет того, что используются недостроенные объекты и кредитный процент начисляется не на всю стоимость квартиры, а только на остаток выплаты от ее стоимости. Кроме того, администрация города выступает гарантом реализации данной ипотечной схемы. Так, строительно-монтажные работы жилых домов ведутся подразделением мэрии, расчетный счет, на который поступают деньги инвесторов (застройщиков) находится в муниципальном банке города, а регистрация заявлений желающих участвовать в данной программе ведется в жилищных отделах администраций районов Новосибирска. К недостаткам этого подхода следует отнести то, что ни каждый застройщик располагает довольно большой суммой первого целевого вклада, размер которого фиксирован, составляет до 50% от суммы стоимости квартиры и должен быть внесен единовременно на первом этапе заключения кредитного договора. Общим недостатком обоих подходов можно отметить и то, что в процессе запуска ипотечного кредитования в Новосибирске строиться небольшое количество жилой площади. Что практически не решает жилищной проблемы города. Хотя позволяет реально запустить ипотеку и отработать схемы ипотечного кредитования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5