рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Государственные ценные бумаги: сущность и значение рефераты

-        рынок ценных бумаг РК обеспечен достаточно развитой технической инфраструктурой;

-        укрепился рынок государственных ценных бумаг;

-        начиная с 1999 года существенное развитие получил рынок негосударственных облигаций, где наблюдается значительный прогресс;

-        в 2005 году началось бурное развитие паевых инвестиционных фондов и акционерных инвестиционных фондов. Они продемонстрировали сверхвысокие темпы роста: если активы ПИФов на первое января 2005 года составляли 389 млн. тенге, то к 1.01.2006 года этот показатель вырос до 12311 млн. тенге – более чем в 31 раз. Активы акционерных инвестиционных фондов выросли также более чем в 31 раз – с 555 млн. тенге на 1.04.2005 г. до 17478 млн. тенге на 1.01.2006 года.

Однако несмотря на позитивные тенденции, рынок ценных бумаг Казахстана остается пока слаборазвитым. Высокие темпы роста в значительной степени можно объяснить небольшими масштабами рынка ценных бумаг Казахстана. На Казахстанской фондовой бирже объемы сделок с негосударственными ценными бумагами за весь 2006 год составили 974, 2 млрд. тенге, объем сделок с государственными ценными бумагами – 8111, 9 млрд. тенге. А к примеру, дневной оборот одной Нью-Йоркской фондовой биржи часто превышает три миллиарда долларов.

Пять-шесть лет назад существовало распространенное мнение, что финансовая система представляет собой некое автономно-суверенное образование, благополучие которого никоим образом не зависит от состояния других сфер экономической жизни общества. Эту иллюзию разделяли многие специалисты, полагавшие, будто можно без ущерба для общего дела сначала заняться укреплением финансовой системы, а уж затем перейти к стабилизации и подъему промышленного и сельскохозяйственного производства.

На протяжении 1993–1995 годов неуклонно сокращалось производство на отечественных предприятиях. В результате непродуманной налоговой политики уже к 1994 году промышленные предприятия в массе своей не только «проели» оборотный капитал, но и в ряде случаев их задолженность превысила стоимость основных фондов. А сельскохозяйственные производители в силу длительности оборотного цикла выбыли из сферы рентабельного банковского кредитования еще раньше. Одновременно снижались рентабельность, скорость и объемы оборота импортных операций, последовательно падала рентабельность торговой деятельности как таковой из-за уменьшения емкости внутреннего рынка и платежеспособного спроса на нем. Однако процесс сокращения сферы рентабельности хозяйственной деятельности и вытеснения за ее рамки ценных категорий хозяйствующих субъектов имел существенно разные результаты для производственной сферы и для финансового капитала. Если в результате накопления кризисных факторов производственные предприятия просто останавливались или существенно сокращали производство, то для субъектов финансового рынка достаточно своевременно оказалась сформирована ниша, обеспечившая их псевдорентабельное функционирование. Начиная с весны 1994 года практически единственной сферой достаточно надежного массового применения финансового капитала, кроме рентабельных в целом спекулятивных операций с валютой, стал фондовый рынок.

Характерно, что сейчас практически все инструменты фондового и денежного рынков по большей части утратили функцию обеспечения инвестиционной деятельности и используются преимущественно для обеспечения спекулятивного оборота капитала. Так, корпоративные ценные бумаги при нынешней модели приватизации обеспечивают поступление денежных ресурсов предприятиям – эмитентам в минимально возможных объемах, оставляя основную долю привлекаемого капитала во вторичном, спекулятивном обороте на фондовом рынке. Субъекты фондового рынка в настоящее время полностью ориентированы в качестве источника доходов от ценных бумаг не на дивиденд от прибыли хозяйствующего субъекта, а на рост курсовой стоимости акций. Вексельное и иное привлечение банками средств вкладчиков имеет целью опять-таки преимущественно расширение игры на фондовом и денежном рынках. Даже государство в лице Министерства финансов, выступая на денежном рынке в качестве эмитента ценных бумаг, вынуждено было ориентироваться на построение тривиальной «финансовой пирамиды», чтобы минимизировать бюджетные расходы на погашение внутреннего долга.

Сворачивание инвестиций и одновременно расширение объемов операций на фондовом и денежном рынках означает формирование тенденции накопления денежных ресурсов в национальной валюте в колоссальном спекулятивном масштабе. Будучи никак не связан с реальным производством и не обеспечен материальными активами, финансовый капитал в этой ситуации превращается просто в «воздух».

Текущее состояние фондового рынка Казахстана характеризуется отсутствием ликвидности вторичного рынка. Контрольные пакеты акций находятся в руках стратегических инвесторов, которые в основном не заинтересованы в продаже акций миноритарным акционерам. В то же время права миноритарных акционеров не являются достаточно защищенными. Кроме того, более половины сделок с акциями, совершаемых на Казахстанской Фондовой Бирже проходят в режиме прямых договорных сделок. Это указывает на нерыночный характер подобных операций. Прямые сделки являются удобным инструментом налогового планирования, в связи с освобождением от налогообложения дохода от прироста стоимости акций, входящих в листинг «А» и «В» биржи. Агентство и KASE предпринимают меры по борьбе с прямыми сделками, но их доля в объемном и количественном выражении остается высокой. По оценкам экспертов, рынок акций KASE – это прежде всего «схемный» рынок, на котором трудно работать розничному инвестору.

Несмотря на значительный объем первичных размещений облигаций на внутреннем рынке Казахстана, вторичный рынок остается неликвидным. Одной из главных причин низкой ликвидности рынка является доминирование на рынке институциональных инвесторов, стратегия которых заключается в том, чтобы держать долговые инструменты до погашения, не производя значительного объема активных спекулятивных операций.

Существующий на KASE институт маркет-мейкеров не решает задачи поддержания ликвидности. Брокеры, обладающие статусом маркет-мейкеров, не обладают достаточной капитализацией, что не позволяет им выставлять заявки значительного размера.

Кроме того, отсутствует рынок производных финансовых инструментов. Многие казахстанские банки и компании, между тем, имеют доступ к недорогим источникам финансирования за рубежом. Пенсионные фонды, будучи крупнейшими институциональными инвесторами, не имеют таких долгосрочных прибыльных инструментов, привлекательных для инвестирования. Мелких инвесторов на рынке практически не наблюдается.

При этом малые и средние предприятия испытывают трудности в доступе на фондовый рынок. Низкая конкурентоспособность промышленного сектора казахстанской экономики препятствует привлечению финансовых ресурсов с использованием фондового рынка. Также среди причин отказа казахстанских эмитентов от выхода на фондовый рынок следует отметить нежелание компаний раскрывать финансовую информацию и допускать к управлению предприятием внешних акционеров.

Около трети наименований акций официального списка недоступны на рынке. Среди них – ценные бумаги крупнейших компаний, которые являются флагманами казахстанской экономики.

Отраслевая структура оборота ценных бумаг не отвечает структуре официального списка KASE. Доля вторичного рынка акций в общем обороте фондовой биржи ничтожна мала. Несмотря на то, что казахстанский организованный рынок акций значительно вырос за последние годы в количественном выражении, но качественно он изменился мало. Котировки акций не адекватно реагируют на результаты деятельности эмитентов.

Из вышесказанного следует, что стоимость акций меняется в основном под влиянием факторов, непонятных розничному инвестору. Действие этих факторов часто невозможно прогнозировать. Поэтому участие в рынке розничного инвестора сопряжено с очень высоким риском. На данном этапе развития рынка необходимо использовать коллективные формы инвестирования и профессиональное управление активами.

Рынок ценных бумаг в развитых странах является одним из основных источников финансирования инвестиций в реальном секторе экономики. В последние годы эта роль рынка ценных бумаг возрастает ускоренными темпами, что выражается в значительном уменьшении доли банковского кредита в финансировании экономики и возрастании удельного веса инвестиций через приобретение инвесторами ценных бумаг корпораций. Причем главной фигурой в инвестиционном процессе в развитых странах выступают индивидуальные инвесторы.

Из всех вышеприведенных проблем необходимо выделить по своей серьезности проблему неразвитости рынка негосударственных акций. Это проблема не только самого рынка ценных бумаг, но и реального сектора экономики и, прежде всего, перерабатывающих отраслей. В настоящий момент в добывающий сектор экономики вливаются серьезные иностранные инвестиции в форме прямых инвестиций, в то время как в остальные отрасли народного хозяйства нашей страны иностранный капитал особо не торопится. И в этой ситуации привлечение инвестиций, как отечественных, так и иностранных, через размещение акций предприятий на рынке ценных бумаг стало бы альтернативным способом стимулирования развития отраслей недобывающего сектора экономики.

В результате развития рынка ценных бумаг создается все больше условий для деловой активности не только предпринимателей, но и других членов общества, которые могут выступать в роли частных инвесторов. Таким образом, будет ускоряться формирование среднего класса, который во всех развитых странах является устойчивой опорой общества. Человек, владеющий акциями предприятий, является не только получателем дохода в форме дивидендов, он практически совладелец предприятия. В этом случае граждане, во-первых, кровно заинтересованы в результатах деятельности предприятия, акциями которых они владеют; во-вторых, объективно вынуждены на постоянной основе повышать уровень своей экономической грамотности, что приводит к повышению развитости в целом населения страны. Вложения своего капитала в ценные бумаги заставляют человека быть более активным и неравнодушным к проблемам экономического развития своей страны.



3.2 Пути совершенствования управления инвестиционным процессом в РК


Государство продолжает принимать меры по ускорению развития рынка ценных бумаг. В декабре 2004 года Правительством утверждена Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005–2007 годы. В ней определены основные стратегические направления развития рынка ценных бумаг в стране, намечен комплекс мероприятий, реализация которых уже начала давать позитивные результаты. По данным Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, общая капитализация рынка по негосударственным ценным бумагам выросла более чем в два раза. Наблюдается постоянное увеличение доли акций в общем объеме негосударственных ценных бумаг: если на первое января 2005 года доля акций составляла 42,7 процента, а доля облигаций – 57,3 процента, то на первое января 2006 года удельный вес акций и облигаций составлял соответственно 53,9 и 46,1 процента. Предстоит решить еще много задач, прежде чем отечественный рынок ценных бумаг сможет приблизиться по своему уровню к рынкам передовых стран.

В целях снижения злоупотреблений налоговыми схемами путем проведения «прямых» сделок на Казахстанской фондовой бирже и спекулятивного влияния из-за таких операций на рыночные цены ценных бумаг в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» внесены изменения и дополнения, предусматривающие освобождение от налогообложения дохода от прироста стоимости при реализации методом открытых торгов на фондовой бирже акций и облигаций, находящихся на день реализации в официальных списках фондовой биржи по наивысшей и следующей за наивысшей категории листинга. Данное изменение будет введено в действие с 1 января 2007 года.

Как известно, интерес у серьезных инвесторов вызывают только акционерные общества, деятельность которых более прозрачна и механизм их деятельности значительно прост. Поэтому в целях установления обязательного требования по раскрытию эмитентами, ценные бумаги которых включены в официальный список организатора торгов, информации о применении ими норм корпоративного управления, разработан Кодекс корпоративного управления, который был одобрен на первом заседании Совета эмитентов 21 февраля 2005 года.

Совершенствование корпоративного управления способствует также повышению рыночной стоимости казахстанских корпораций, что ведет к увеличению емкости казахстанского рынка.

Внедрение корпоративного управления – долговременный процесс. В общественном сознании еще не сформировалось четкое представление о корпоративном управлении. Компании зачастую не до конца понимают необходимость внедрения системы корпоративного управления, не осознают тех преимуществ, которые предоставляет следование принципам корпоративного управления.

Многое предстоит сделать в целях эффективного корпоративного управления в области осведомленности акционеров о своих правах, обязанностях, а также для обучения директоров компаний с тем, чтобы управление компаниями осуществлялось на более прозрачной и эффективной основе.

Весной текущего года совместной рабочей группой Агентства и Национального Банка Республики Казахстан был разработан и внесен в Мажилис законопроект по защите прав миноритарных акционеров, который сейчас находится на рассмотрении. Принятие данного документа должно стать еще одним значимым шагом вперед на пути становления и развития системы корпоративного управления в Казахстане.

На сегодняшний день более 70 казахстанских компаний внедрили в свою деятельность кодекс корпоративного управления и их количество постепенно увеличивается.

Работа в этом направлении будет продолжаться и в этой связи, на предстоящий среднесрочный период основными направлениями развития корпоративного управления станут:

совершенствование законодательства в части урегулирования внутри корпоративных конфликтов и споров, предотвращения противоправных захватов корпоративной собственности и активов;

совершенствование корпоративного управления в сфере структуры органов управления компании, распределение компетенции и ответственность членов органов управления;

создание правовых норм, регулирующих порядок рассмотрения оспариваемых корпоративных решений и сделок, компенсации ущерба акционерам и другим лицам, причиненного неправомочными действиями органов управления;

установление критериев публичных компаний и формирование соответствующей системы регулирования.

Ситуация, когда казахстанские компании упорно не хотели выходить на фондовый рынок постепенно меняется. Подтверждением тому является недавние IPO казахстанских компаний прошедшие как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что свидетельствует о большом рывке страны вперед в деле развития рыночных отношений.

В настоящее время государственные ценные бумаги выпускаются в недостаточном объеме и с очень скромной доходностью, что приводит к проблеме отсутствия бэнчмарков и соответствующих механизмов ценообразования, что в свою очередь делает проблематичным получение доходов от ценных бумаг, размещенных в проекты развития инфраструктуры. Дело в том, что в настоящее время правительственное заимствование осуществляется с учетом фактически сложившегося дефицита республиканского бюджета. При этом фактический объем правительственного заимствования на внутреннем рынке может снизиться по сравнению с запланированным в случае сокращения фактического уровня дефицита республиканского бюджета. В этой связи необходимо принятие мер по выпуску государственных ценных бумаг по заранее запланированным графику и объему, для установления ориентира на внутреннем фондовом рынке.

Положительным моментом в развитии рынка ценных бумаг является решение Правительства Республики Казахстан о выводе ценных бумаг национальных компаний на фондовый рынок. В настоящее время разработан план мероприятий по выводу ценных бумаг национальных компаний, входящих в состав акционерного общества «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» на фондовый рынок, предусматривающий реализацию на фондовом рынке в декабре 2006 года и в январе 2007 года 4,6% пакета акций АО «Казахтелеком» и 49% голосующих акций АО «Транстелеком». Данные мероприятия должны способствовать оживлению фондового рынка.

Внесены необходимые поправки в нормативные правовые акты для развития в Казахстане института инвестиционного банкинга. В соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными на IV Конгрессе финансистов Казахстана, было предусмотрено, что брокер и дилер может осуществлять отдельные виды банковских операций, при условии их осуществления в рамках деятельности на рынке ценных бумаг.

Приняты меры по внедрению в Казахстане механизмов секьюритизации активов, внедрены принципы государственно-частного партнерства, что в свою очередь должно способствовать увеличению числа эмитентов и обеспечению притока необходимого капитала в реальный сектор экономики.

Новым инвесторами на рынке ценных бумаг являются фонды недвижимости, появление которых связано с принятием Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам арендного жилья» от 7 июля 2006 года.

Накопительные пенсионные фонды являются стратегическими инвесторами на рынке ценных бумаг и успешность их деятельности напрямую связана с развитием фондового рынка. В октябре 2007 года Агентством были приняты меры по совершенствованию порядка осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами, в том числе, путем расширения перечня разрешенных финансовых инструментов, включая инструменты хеджирования, базовым активом которых является иностранная валюта и расчетные показатели, а также возможность заключения сделок своп, опцион и форвард на неорганизованном рынке при наличии у контрагента соответствующего рейтинга. В процессе инвестирования пенсионных активов наличие минимального уровня рейтинговой оценки установлено в качестве основного критерия выбора объекта инвестиций за счет пенсионных активов, как в отношении казахстанских финансовых инструментов, так и внешних.

Установлен порядок оценки акций организаций Республики Казахстан в целях исключения отражения на доходности пенсионных активов «нерыночных» колебаний котировок на акции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11