Фондовый рынок в Украине
Чем большее количество
баллов присвоено фондовому рынку страны, тем большим уровнем риска инвестиций
он обладает. По нашим расчетам Украина в рейтинговой таблице занимает второе
место. Следовательно, украинский фондовый рынок является одним из наиболее
рискованных для инвестиций в ценные бумаги. Но в то же время именно украинский
фондовый рынок оказался в 2004 г и начале 2005 г наиболее привлекательным, для инвесторов(12).Докажем правильность наших выводов, используя
методику соотношения устойчивых и неустойчивых переменных. Определим величину
капитализации в расчете на одного жителя страны и произведем пересчет
показателя в баллы с целью продолжения процедуры рейтингования. Результаты
представим в табл. 2.2.5.
Таблица 2.2.4
Определение рейтинга
фондового рынка стран группы «Frontier»
Страны
|
Сумма
баллов за все показатели
|
Рейтинг
(занимаемое место)
|
Украина
|
361,0
|
1
|
Румыния
|
350,3
|
2
|
Хорватия
|
289,8
|
3
|
Словения
|
252,1
|
4
|
Литва
|
216,9
|
5
|
Эстония
|
183,7
|
6
|
Словакия
|
166,3
|
7
|
Болгария
|
101,0
|
8
|
Латвия
|
41,7
|
9
|
Как видно по расчетам
табл. 5, несмотря на то, что по абсолютному показателю капитализации Украина
занимает первое место в группе «Frontier», показатель капитализации в расчете
надушу населения в нашей стране оказался самым низким. Разделим показатели
табл.2.2. 3. на устойчивые переменные и неустойчивые переменные. Заменив
показатель капитализации рынка на отношение капитализации к численности
населения. К числу устойчивых переменных отнесем отношение капитализации и
численности населения, а также отношение капитализации к ВВП. Остальные
три показателя примем за неустойчивые переменные. Рассчитаем соотношение между
устойчивыми и неустойчивыми переменными в табл. 2.2.6.
Таблица 2.2.5
Определение отношения
капитализации к численности населения стран группы «Frontier»
Страны
|
Капитализация
млн.дол.
США
|
Численность
населения млн.чел.
|
Отношения
капитализации к численности населения, дол. США
|
Сумма
балов
|
Украина
|
24975
|
48,055
|
519,72
|
12,7
|
Румыния
|
20587
|
22,271
|
924,39
|
22,6
|
Хорватия
|
12918
|
4,422
|
2921,3
|
71,6
|
Словения
|
7898
|
1,935
|
4081,7
|
100
|
Литва
|
8182
|
3,592
|
2277,8
|
55,8
|
Эстония
|
3495
|
1,408
|
2482,2
|
60,8
|
Словакия
|
4392
|
5,430
|
808,84
|
19,8
|
Болгария
|
5085
|
7,537
|
674,67
|
16,5
|
Латвия
|
2527
|
2,348
|
1076,2
|
26,4
|
Последняя колонка в
табл.,2.2.6 позволяет сделать следующий вывод: у стран группы « Frontier» с
наибольшим уровнем риска доля устойчивых переменных составляет от одной до двух
третьих. По нашим расчетам в результате рейтингования первые пять мест по
уровню риска занимают соответственно Румыния, Украина, Эстония, Хорватия,
Латвия. Доля устойчивых переменных в баллах составляет у фондового рынка
Румынии, Украины, Эстонии, Латвии соответственно 33,1; 36,5; 41; 31,4.
Исключение составляет фондовый рынок Хорватии, для которого рассматриваемый
показатель равен 63 баллам(12).
Таблица 2.2.6
Определение соотношения
между устойчивымии неустойчивыми переменными показателями фондовых рынков
группы «Frontier», в баллах.
Страны
|
Показатели фондового рынка
|
Отношение
капитализации к численности населения
|
Отношение
капита-лизации к ВВП
|
Ликвидность рынка
|
Темп
роста фондового индекса
|
Суммарная
доходность акций
|
Соотношение устойчивых и неустойчивых переменных
|
Украина
|
12,7
|
83,4
|
3,7
|
86,4
|
76,8
|
36,5
|
Румыния
|
22,6
|
77,1
|
23,3
|
100
|
78,2
|
33,1
|
Хорватия
|
71,6
|
100
|
8,7
|
12,1
|
79,6
|
63,0
|
Словения
|
100
|
61,2
|
14,1
|
27,7
|
31,7
|
68,7
|
Литва
|
55,8
|
94,4
|
12,8
|
16,7
|
27
|
72,7
|
Эстония
|
60,8
|
77,1
|
100
|
37,3
|
61,4
|
41
|
Словакия
|
19,8
|
27,8
|
2,2
|
11,4
|
-17,3
|
108,4
|
Болгария
|
16,5
|
53,5
|
38,6
|
29
|
-40,5
|
72,1
|
Латвия
|
26,4
|
46,9
|
5,4
|
54,5
|
100
|
31,4
|
Присутствие высокого
уровня риска на фондовом рынке Украины является показателем того, что на таком
рынке не может в полном объеме проявляться действие рыночных сил, поскольку он
еще не сформировался и не достиг состояния зрелости. Так, закон спроса на таком
рынке действует скорее как тенденция, чем как устойчивая, повторяющаяся связь
курса и объема продаж. На высокорисковом рынке невозможно делать какие-либо
прогнозы и опираться в полной мере на фундаментальный анализ при выборе акций.
Определение уровня риска фондового рынка и проведение процедуры рейтингования
рынков стран групп «Frontier» имеет чрезвычайно важное значение не только для
инвесторов, но и для операторов, торгующих на нем. Для инвесторов рейтингование
фондового рынка является показателем среднего риска всех ценных бумаг,
обращающихся на этом рынке.
2.3
Государственное регулирование фондового рынка
Важную роль в системе
органов государственно-правовой регулирования фондового рынка Украины играют
институты, которые не являются органами законодательной или исполнительной
власти. К ним принадлежат, в частности, Национальный банк Украины, местные
органы государственной власти, местные государственные администрации, органы
судебной власти, а также арбитражные суды. Причем почти ни один из
вышеназванных органов системы государственно-правового регулирования не
осуществляет благоустройства отношений только на фондовом рынке Украины. Все
они или регулируют отдельные аспекты взаимосвязи на этом рынке, или
упорядочивают отношения в этой сфере экономики вместе с другими сферами.
Конечно, на пути перестройки государственного регулирования фондового рынка
Украины есть проблемы и трудности. Однако отсутствие последовательной и
взвешенной политики государства на фондовом рынке, недостаточность политической
воли и ресурсов для обеспечения его государственного регулирования могут
повлечь такие общественно-политические последствия, которые поставят под угрозу
продолжение экономических реформ в Украине.
В
Украине фондовый рынок все еще находится в стадии своего становления. Исходя из
этого ради укрепления и развития фондовогo рынка в дальнейшем необходимо
осуществлять взвешенную политику государственного регулирования.
Государственное регулирование фондовогo рынка Украины предусматривает комплекс
мероприятий по упорядочению, контролю, за рынком ценных бумаг, предотвращению злоупотребления
и нарушения действующего законодательства участниками этого рынка и влияет на
деятельность всех участников в соответствии с целями и принципами, избранными
государством. Государственное регулирование фондового рынка должно
осуществляться в таких направлениях:
-
обеспечение защиты прав инвесторов, прозрачности, справедливости и
эффективности фондового рынка, снижения рисков участников рынка в операциях с
ценными бумагами;
-
содействие добросовестной конкуренции на фондовом рынке, увеличение рыночной
капитализации и экономический рост государства;
-
создание атмосферы доверия как среди участников фондового рынка, так и среди
потенциальных инвесторов;
-
создание благоприятных условий и обеспечение одинаковых возможностей для
участников фондового рынка, которые отвечают четко определенным критериям
допуска;
-
поощрение новых участников к деятельности на фондовом рынке, оптимизация
процедур входа на фондовый рынок;
-
содействие процессам внедрения новых финансовых инструментов;
-
реализация единого системного подхода к развитию законодательства относительно
фондового рынка;
-
обеспечение свободного доступа к информации.
В
целом государственное регулирование фондового рынка включает:
-
законодательные и подзаконные акты;
-
органы государственного управления;
-
непрямое вмешательство государства в деятельность фондового рынка.
Законодательное
регулирование фондового рынка Украины - это многоуровневая структура, в основу
которой положены конституционные принципы. Среди законодательных актов Украины,
которые регулируют деятельность субъектов фондового рынка, следует выделить
несколько особенно важных, а именно:
-
Закон "О ценных бумагах и фондовой бирже";
-
Закон "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине";
-
Закон "О хозяйственных обществах";
-
Закон "О банках и банковской деятельности";
-
Закон "О приватизационных бумагах";
-Закон "О
национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных
бумаг в Украине".
Органы
государственного управления, которые осуществляют государственное регулирование
фондового рынка в Украине возможно разделить на четыре группы:
1.
Верховная Рада, Президент Украины и Кабинет Министров, которые через принятие
законодательных и нормативных актов из вопросов рынка ценных бумаг, определяют
направления государственной политики относительно фондового рынка, назначают
состав Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку,
обеспечивают общую государственную регуляцию фондового рынка в Украине.
2.
Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, которая
непосредственно формирует и обеспечивает реализацию единой государственной
политики из развития и функционирования в Украине рынка ценных бумаг и их
производных.
3.
Государственные органы, которые в пределах своей компетенции осуществляют
контроль или функции управления на рынке ценных бумаг Украины. Это Фонд
государственного имущества, Министерство финансов; Министерство экономики,
государственная налоговая администрация.
4. Государственные
органы, которые выполняют специальные функции контроля и надзора за соблюдением
законодательства в государстве, компетенция которого распространяется и на
рынок ценных бумаг. В эту группу входят Министерство внутренних дел,
Генеральная прокуратура, Служба безопасности, Высший арбитражннй суд.
Следовательно,
исходя из этого в сфере государственного регулирования фондового рынка
существуют также и определены недостатки.
Одним
из недостатков есть не распространенность в Украине использования производных
финансовых инструментов, что связано с рядом проблем. Во-первых, это отсутствие
системы институтов и механизмов, которые позволили 6ы осуществлять операции с
производными инструментами. Во-вторых, одной из главных проблем фондового рынка
есть низкая ликвидность котируемых и некотируемых ценных бумаг украинских
компаний. В-третьих, отсутствие специалистов, которые могли 6ы работать на
данном рынке. Также недостатком связанным с регулированием фондового рынка
является неразвитость рынка залоговых, в Украине путем формирования единой
системы ипотечного кредитования под государственные гарантии, что позволит не
только решить населению Украины жилищные проблемы, но и также будет
стимулировать в последующем развитии и капитализацию фондового рынка. Для этого
необходимо иметь в наличии соответствующую правовую базу и отрегулировать
законодательство, которое касается купли-продажи, передачи объекта
купли-продажи в собственность.
Следовательно,
можно сделать вывод, что в системе государственного регулирования фондового
рынка есть достижения и есть недостатки, какие указывают на направление
необходимые для последующего его развития. Регулирование фондового рынка
нуждается в совершенствовании профессионализма и эффективности управления, что
удостоверяет достаточное количество регулирующих и координирующих организаций.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ
Становление
целостного и эффективного фондового рынка в Украине невозможно без наличия
специализированных финансовых институтов, которые действуют в сфере общего
инвестирования. Главная роль в обслуживании граждан при осуществлении ими
инвестиций принадлежит инвестиционным фондам и инвестиционным компаниям. Но
существуют определенные проблемы, которые мешают деятельности институтов общего
инвестирования, среди которых следует отметить двойное налогообложение доходов
инвесторов, неопределенность некоторых аспектов ведения бухгалтерского учета,
что иногда приводят к неправильному отображению финансовых результатов. Однако,
проблемы, которые сложились на рынке ценных бумаг и фондовом рынке в Украине
объясняются несовершенством нормативной базы и недостаточным опытом. Поэтому
никакие частичные, локальные меры по развитию организованного рынка ценных
бумаг в Украине не могут принести сколько-нибудь заметного результата.
Необходима разработка комплексной программы, которая бы в органичном единстве и
взаимосвязи охватывала всю сферу законодательного регулирования указанных
факторов-процессов и в контексте соответствующих преобразований предусматривала
поэтапное внесение изменений в законодательство, регулирующее рынок ценных
бумаг и деятельность его профессиональных участников.
3.1
Актуальные проблемы фондового рынка Украины
Особое значение для
развития цивилизованного рынка ценных бумаг в Украине имеют три узловые
проблемы: информационная открытость ОАО; соблюдение ими прав акционеров;
проведение взвешенной дивидендной политики, которая бы учитывала интересы всех
групп акционеров. Между тем систематическая невыплата или крайне малые размеры
дивидендов негативно сказываются на общем имидже ОАО для самих акционеров, и в
том числе - портфельных инвесторов, деятельность которых преимущественно
формирует спрос и предложение на вторичном рынке ценных бумаг и от которых во
многом зависит общее состояние рынка ценных бумаг в Украине. Уход портфельных
инвесторов с отечественного фондового рынка серьезно подорвал позиции этого
рынка и способствовал его стагнации. Противники установления жестких
законодательных норм в отношении выплаты дивидендов ссылаются на возможные
нарушения в таком случае прав обладателей крупных пакетов акций. Серьезной
проблемой ОАО является крайне низкая совокупная рыночная капитализация их
акций, обусловленная, с одной стороны, общим состоянием рынка ценных бумаг в
Украине, а с другой - политикой самих ОАО. Многие из ОАО, даже находясь в
весьма благополучном финансово-хозяйственном состоянии и располагая
значительными активами, всячески избегают выхода в любой форме на фондовый
рынок. Как следствие, реальная стоимость их акций остается недооцененной, а
фондовый рынок лишается привлекательных финансовых инструментов. Естественно,
что все это затрудняет привлечение инвестиций в экономику страны и никак не
способствует выполнению фондовым рынком своей основной функции концентрации и
перераспределения инвестиционных капиталов. Вместе с тем практика рыночного
подтверждения реальной стоимости активов хозяйственных обществ существует и
активно применяется в деятельности коммерческих банков и страховых компаний в
Украине.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|