рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Доходность и прибыльность коммерческого банка рефераты

Следует отметить, что за 9 месяцев 2006 года банками был получен чистый доход после уплаты подоходного налога на 65,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.


Таблица 7 – Доходность банковского сектора

млрд.тенге

Источник : АФН

В структуре совокупного размера доходов наибольшую долю занимают доходы, связанные с получением вознаграждения. Так, на 1 октября 2006 года доля доходов, связанных с получением вознаграждения, составила 69,0%, увеличившись с 41,6% по состоянию на 1 января 2003 года, что говорит о росте зависимости доходов банков второго уровня от процентных доходов.

В структуре процентных доходов наибольшую долю занимают доходы, связанные с получением вознаграждения по займам, предоставленным клиентам (83,32% или 117,4 млрд. тенге), а в структуре процентных расходов - расходы, связанные с выплатой вознаграждения по требованиям клиентов (70,38% или 42,8 млрд. тенге).

В период с начала 2005 года произошло увеличение коэффициентов доходности банковского сектора. Так по состоянию на 1 октября текущего года, отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к совокупным активам (ROA) рассчитанное в годовом выражении, составило 2,3% (по состоянию на 01.01.2005 г. – 1,8%), отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к собственному капиталу (ROE) – 23,9% (по состоянию на 01.01.2005 г.-16,9%). При рассмотрении доходности банков важно учитывать спрэд процентных ставок, как один из факторов, влияющих на доход банков второго уровня (Таблица 7).


Таблица 7 – Спрэд вознаграждения по выданным кредитам и выплаченным депозитам (в %) [15]

* свободно-конвертируемая валюта

Источник: НБРК


По операциям с физическими лицами (депозитные и кредитные операции) в среднем за 2001-2006 гг. разрыв по инструментам в тенге составил 10,5%, в СКВ -9,6%. По небанковским юридическим лицам - 9,8% в тенге и 7,1% в СКВ соответственно.

В целом динамика спрэда процентных ставок по операциям в национальной валюте, оказываемых небанковским юридическим лицам, имеет тенденцию снижения, а по физическим лицам – тенденцию роста (Рисунок 4). Необходимо отметить, что рост спрэда по операциям с физическими лицами начинается с 2003 года и продолжается в течение 2006 года, что скорее отражает увеличение роли банковских продуктов с более высоким уровнем риска, а также адекватное восприятие и отражение их в цене услуг. Спрэд по операциям с небанковскими лицами, наоборот, с 2003 года начинает снижаться и поддерживает данную тенденцию в течение 2006 года

Рисунок 4 – Спрэд между ставками вознаграждения по кредитам и депозитам (в % в национальной валюте)

Источник: АФН


Тенденция снижения СПРЭДА доходности свидетельствует об усилении конкуренции в банковском секторе. Снижение отношения операционных расходов к нераспределенному доходу говорит о повышении эффективности управления данной статьей расходов банков. Несмотря на фактический рост доходов, связанных с получением вознаграждения, с 46,1 млрд. тенге за 2000 год до прогнозных 563,3 млрд. тенге на 2006 год, спрэд доходности имеет устойчивую тенденцию к снижению (Таблица 8). Это связано в большей мере со снижением ставок вознаграждения по выданным займам. Банки страны все активнее кредитуют население, предлагают новые продукты и технологии. Все это происходит на фоне увеличивающейся конкуренции не только между банками на внутреннем, но и на внешнем финансовом рынке, а также с развитием альтернативных источников финансирования.


Таблица 8 - СПРЭД доходности [15]

млн. тенге

Источник: АФН


Несмотря на снижение спрэда доходности, прибыльность банков увеличивается, об этом свидетельствует рост ROE с 9,0 за 2000 год до прогнозных 23,9 на 2006 год. На базе этого можно сделать вывод об оптимизации операционных расходов. Данный вывод подтверждается отношением операционных расходов к нераспределенному доходу (Таблица 9). Так, за 2000 год данное отношение составляло 18,1, а за 3 квартала 2006 года – 6,0.

Таблица 9 - Эффективность управления операционными расходами

млн. тенге

Таким образом, согласно проведенному исследованию, банковская прибыль коммерческих банков Казахстана характеризуется динамикой повышения как абсолютных показателей, так и относительных: рентабельность и эффективность деятельности.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа банков по снижению себестоимости банковских услуг, а, следовательно, - росту дохода. Дело в том, что развитие банковской деятельности за счет экономии ресурсов намного дешевле, чем разработка новых видов банковских продуктов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста доходности и рентабельности банковской деятельности.

Поиск резервов для повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одна из важнейших задач любого банка. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа. Существуют резервы увеличения чистого дохода и рентабельности. К ним относятся: увеличение объема банковских услуг, снижение их удельной себестоимости и повышение качества.

Казкоммерцбанк предоставляет самые разные продукты и услуги преимущественно средним и крупным казахстанским и международным компаниям, осуществляющим свою деятельность в Казахстане, включая торговое и проектное финансирование, финансирование инвестпроектов, управление активами, а также краткосрочное кредитование и другие общие банковские услуги. В соответствии с политикой Банка по поддержанию высокого уровня ликвидности, он обычно предоставляет кредиты со средними сроками до 18 месяцев для корпоративных клиентов, а также предоставляет долгосрочное финансирование в зависимости от доступных в настоящее время ресурсов. Банк также организовывает синдицированные кредиты с иностранными банками для своих основных корпоративных клиентов в Казахстане и предоставляет финансирование крупным корпоративным клиентам в России и Кыргызстане.

Кроме собственно банковских услуг, Казкоммерцбанк оказывает и прочие финансовые услуги. Являясь одним из основных участников рынка ценных бумаг и валютного рынка Казахстана, он предоставляет компаниям услуги управления денежными ресурсами, включая валютно-конверсионные операции, операции на денежных рынках, операции с ценными бумагами. Согласно генеральной Банковской лицензии, Банк имеет право проводить сделки (продажу, покупку и хранение) с ценными металлами, включая золото и серебро. С 2001 г. Банк предоставляет своим корпоративным и розничным клиентам трастовые услуги, преимущественно, доверительное управление денежными средствами и активами.

Стратегия Казкоммерцбанка включает в себя удерживание позиций лидирующего банка и провайдера финансовых услуг, увеличивая при этом доходность через управляемый рост и увеличенную операционную эффективность. Для осуществления этой стратегии Банк намерен сосредоточиться на следующем:

1. Расширение банковских услуг. Банк также будет фокусироваться на расширении спектра своих услуг. Банк намерен расширить свою корпоративную клиентскую базу и улучшить качество своего ссудного портфеля. С целью диверсификации своего портфеля, Банк будет стремиться увеличивать кредитование предприятий малого и среднего бизнеса.

Также в качестве расширенных банковских услуг может выступить система интернет-банкинг, т.е. система предоставления банковских услуг не в банковском офисе, при непосредственном контакте клиента и банковского служащего, а на дому, на работе, в библиотеке, короче - везде, где это удобно клиенту. Иными словами, для нас это ещё один канал доступа к своему банку и к своему счёту в этом банке. Но в отличие от традиционного канала доступа (банковское отделение) здесь нет очередей и вечно загруженных кассиров, работают такие системы без выходных и 24 часа в сутки, вы не привязаны к месту и, например, можете спокойно продолжать платить коммунальные услуги, отдыхая при этом за рубежом.

По мере становления и демократизации сети Интернет для всё большего числа пользователей стало актуальным управлять своими финансами при помощи Интернета, в результате чего появился и стал распространяться интернет-банкинг.

В настоящее время услуги интернет-банкинга предлагают почти все коммерческие банки Казахстан. Сравнить набор предоставляемых услуг можно по Приложению 3.

Система HomeBank Казкоммерцбанка – это система интернет-банкинга. Через систему HomeBank Казкоммерцбанка на начало 2006 года было совершено 15 тыс операций на сумму 28 млн тенге.

Из удобств данной системы можно отметить бесплатный доступ к системе HomeBank через VPDN-сеть Казкоммерцбанка.

2. Улучшение информационных систем управления и операционной эффективности. Банк работал над улучшением операционной эффективности путем организационной реструктуризации и инвестиций в человеческие ресурсы и информационные технологии. Банк намерен продолжить введение более передовых информационных систем.

3. Улучшение базы фондирования.

Банк намерен увеличить свою базу фондирования от рынков капитала, включая выпуски суборидинированного и основного долга, программу секьюритизации активов, сотрудничество с многосторонними финансовыми организациями и иностранными экпортно-кредитными агентствами и путем увеличения своей рыночной доли по размеру депозитов от компаний и, в частности, от розничных клиентов.

4. Выход на другие рынки финансовых услуг. Инфраструктура казахстанского рынка ценных бумаг, включая законодательную базу, все еще развивается. Для использования ожидаемых возможностей на этом рынке Банк предпринимает шаги для накопления дальнейшего опыта и позиционирует себя, среди прочих вещей, через деятельность дочерних компаний АО "Казкоммерц Секьюритиз"и АО "Казкоммерц Полис", которые предоставляют услуги по страхованию.

5. Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью. Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Казкоммерцбанка направлена на обеспечение доверия инвесторов к банку и органам его управления. Основной целью такого контроля является защита капиталовложений акционеров и активов банка.

Ни одна система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества не может гарантировать предотвращения событий, ведущих к непредвиденным убыткам. Вместе с тем, создание в Банке эффективной системы внутреннего контроля снижает вероятность таких убытков. В этой связи, Банк должен обеспечить эффективное функционирование системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка. Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка осуществляется службой внутреннего аудита – Департаментом аудита.

С целью получения независимого мнения о достоверности и объективности составления финансовой отчетности, Казкоммерцбанк проводит внешний аудит в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.

Итак, банк в условиях рынка в своем стремлении улучшить показатели эффективности деятельности обладает четырьмя степенями свободы:

-      установление цен,

-      формирование расходной части,

-      формирование объемов банковских услуг,

-      выбор номенклатуры и ассортимента банковских услуг.

Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники банковской системы Казахстан, и поэтому каждый банк должен учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка банковские институты соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности клиентов в широком смысле слова, только, в этом случае банковская деятельность может быть эффективной.

Таким образом, отношение банка к клиенту является основным стимулом для последнего воспользоваться услугами именно этого банка, что напрямую влияет на повышение доходности банковской деятельности.


Заключение


В условиях рыночной экономики основным критерием оценки успешности банковской деятельности служат прибыль и рентабельность по отношению к фондам. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью банковской деятельности.

В современных рыночных условиях банк должен работать раскованно, самостоятельно, инициативно, контролируя и стремясь к достижению обобщающего показателя экономической эффективности банковской деятельности – дохода и его увеличения.

Эффективность банковской деятельности измеряется путем сопоставления банковских результатов (эффекта) с затратами или примененными ресурсами. Сопоставляя полученный эффект (доход) с авансированными или потребленными ресурсами (затратами), можно определить ряд показателей эффективности банковской деятельности. В качестве разновидности показателей эффективности деятельности банка можно рассматривать относительные показатели доходности и рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность банковской деятельности в целом, доходность различных направлений деятельности (операционной, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем чистый доход отражают окончательные результаты банковской деятельности.

Экономический смысл показателей рентабельности заключается в определении, сколько денежных единиц чистого дохода (прибыли) приходится на денежную единицу: капитала; выручки; себестоимости.

Доходность – прибыльность банка характеризуется не только абсолютной величиной прибыли, но и относительными показателями рентабельности его деятельности, использования капитала, кредитных ресурсов и его активов.

Исследование прибыльности рентабельности коммерческого банка проводилось на материалах АО «Казкоммерцбанк», который является одним из ведущих коммерческих банков Республики Казахстан.

Анализ динамики абсолютных показателей доходности банка показал значительный рост всех абсолютных показателей, темп роста доходов превышает темп роста расходов банка, что характеризует банк как доходное предприятие. Но, тем не менее, относительные показатели рентабельности активов, собственного капитала, акционерного капитала, операционной деятельности и т.д. снижаются в 2006 году. Следовательно, АО «Казкоммерцбанк» можно признать доходным, но не рентабельным, а тенденции роста его доходности – положительными.

Таким образом, получение прибыли является одной из основных целей функционирования коммерческих банков, поскольку решение большинства важнейших задач, стоящих перед ними, таких, как наращивание величины собственного капитала, пополнение резервных фондов, финансирование капитальных вложений, поддержание созданного имиджа, других жизненно важных условий функционирования и развития, а также увеличение размера выплачиваемых дивидендов, требует постоянного притока денежных средств, одним из основных источников которых является прибыль.


Список использованной литературы


1.       Аргунов И. А. Прибыльность и ликвидность: анализ финансового состояния банка - М.: Банковский журнал, № 3, 1995 г.

2.       Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 3-е изд., перераб., М.: Финансы и статистика, 1995. – 288с.

3.       Банковское дело. Учебник. / Под ред. Г.С. Сейткасимова. – Алматы: Каржы-каражат, 1999

4.       Батрак Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. М: Логос, 1998 г. (Гл. 6.).

5.       Евзмин З.П., Дмитриев-Мамомнов В.А. Теория и практика коммерческого банка. 2-е издание, М.:2000.

6.       Иванов Л. Н., Иванов А. Л. Оценка банковской деятельности по материалам финансовой отчетности - М.: Бухгалтерия и банки, № 1, 1996г.

7.       Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика 2001.

8.       Платонов В. Банковское дело: стратегическое руководство. – М.: Консалтбанкир, 2001

9.       Сурин А.И История экономики и экономических учений. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 200с.

10.  Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. СПб: Питер, 2005. – 311с.

11.  Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: «Юрист», 2002.

12.  Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. М: Финансы и статистика, 2000 г. (Гл. 2).

13.  Годовой отчет АО «Казкоммерцбанк» за 2006 год

14.  Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы от 25 декабря 2006 года № 1284

15.  Статистический обзор Национального банка РК о развитии финансовой системы Республики Казахстан за 9 месяцев 2006 года


Приложение 1


КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ ОТЧЕТЫ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

ЗА ГОДЫ, ЗАКОНЧИВШИЕСЯ 31 ДЕКАБРЯ 2006 и 2005 гг.

(млн.тенге)


Приложение 2


КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ бухгалтерские балансы

на 31 ДЕКАБРЯ 2006 и 2005 гг.

(млн.тенге)


Страницы: 1, 2, 3, 4