рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Центральный Банк Российской Федераци как орган государственного контроля и регулирования рефераты

Центральный Банк Российской Федераци как орган государственного контроля и регулирования

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ




Факультет «Экономика и менеджмент»

Специальность «Финансы и кредит»

Кафедра «Менеджмент финансов и кредита»








КУРСОВАЯ РАБОТА


 

на тему: Центральный Банк  РФ как орган банковского регулирования и надзора.









Выполнила - студентка 4 курса очного отделения Попова О.Е.


Научный руководитель – Самсонова Е.К.











Орел 2002 г.

План:

 

Введение

1. Организация банковского регулирования, надзора и контроля

1.1. Инспектирование кредитных организаций

1.2. Меры воздействия на кредитные организации

2. Анализ осуществления ЦБ РФ регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций

2.1. Лицензирование и регистрация кредитных организаций

2.2. Установление и соблюдение экономических нормативов

3. Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования

Заключение

Список литературы

Приложение 1 «Организация банковского регулирования, надзора и контроля»

Приложение 2 «Виды инспекционных проверок»

Приложение 3 «Этапы проведения инспекционной проверки»

Приложение 4 «Информация об отзыве лицензии и ликвидации юридических лиц в 2001 г.»

Приложение 5 «Информация об отзыве лицензии и ликвидации юридических лиц в 2002 г.»

Приложение 6 «Информация о регистрации кредитных организаций в 2001 г.»

Приложение 7 «Информация о регистрации кредитных организаций в 2002 г.»

Приложение 8 «Информация о действующих кредитных организациях в 2001 г.»

Приложение 9 «Информация о действующих кредитных организациях в 2002 г.»

Приложение 10 «Справка о количестве действующих кредитных организациях и их филиалов в Центральном Федеральном округе на 01.01.2001».

Приложение 11 «Справка о количестве действующих кредитных организациях и их филиалов в Центральном Федеральном округе на 01.01.2002».

Приложение 12 «классификация банковских активов по группам риска»

Приложение 13 «Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в 2001 г.»

Приложение 14 «Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в 2002 г.»






Введение

Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Тема данной курсовой роботы является достаточно актуальной в силу того, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами. Поэтому государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

Целью написания курсовой роботы является изучение взаимоотношений Центрального Банка РФ и кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора.

В рамках данной целевой установки решаются следующие задачи:

1.     организация банковского регулирования, надзора и контроля;

2.     инспектирование кредитных организаций – цели, этапы, виды проверок;

3.     меры воздействия на кредитные организации;

4.     порядок регистрации кредитных организаций;

5.     лицензирование банковской деятельности;

6.     порядок установления и соблюдения экономических нормативов Банка России;

7.     проблемы в области банковского регулирования и надзора и пути их устранения.

В работе проведен анализ показателей, характеризующих деятельность кредитных организаций в целом по России и в частности – по  Орловской области, за 2001 и 2002 годы.



Организация банковского регулирования, надзора и контроля

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель  банковского  регулирования  и  надзора  -  поддержание стабильности  банковской   системы,   защита   интересов   вкладчиков   и кредиторов. Банк России не управляет кредитными организациями, а только наблю­дает за соответствием их деятельности установленным финансовым норма­тивам. Он не имеет административных полномочий по управлению ком­мерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредит­ных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с  перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую  информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование. Его смысл состоит в том, чтобы умень­шить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков. Пруденциальное регули­рование - это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской дея­тельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в широком смысле слова, т. е. за банковской системой в целом. В то же время над­зор - средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банков­ский надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Бан­ке России)» предусматривает ряд норм пруденциального регулирования, применение которых должно способствовать укреплению финансовой ус­тойчивости и надежности кредитных организаций. В частности Банк Рос­сии устанавливает обязательные для кредитных организаций правила про­ведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

При этом Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходова­нием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц- клиентов.

Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистра­ции кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалифи­кационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены антимонопольные требования.

Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия ре­шений и действий кредитной организации законам, регулирующим банков­скую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две фор­мы: дистанционный и контактный. В рос­сийском законодательстве эти формы банковского надзора не выделены. Инспектирование кредитных организаций, начиная с 1996 г., регулируется нормативными актами Банка России.

Дистанционный надзор - наблюдение за деятельностью кредитных ор­ганизаций на основе представленных банковских и, в частности, бухгалтер­ских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные доку­менты и т. п.). Для этого в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора - Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организа­ций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кре­дитной организации. Для таких целей в структуре Банка России созданы Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).

Общая цель банковского над­зора - приведение банковской системы и банковской деятельности каждой в отдельности кредитной организации в соответствие с требованиями зако­нодательства и нормативных актов Банка России. Конкретные цели надзора зависят от особенностей его объектов.

Объекты банковского надзора — это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном ими порядке должна контролироваться Банком России. Правильное определение объектов надзора имеет значение для уяснения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредит­ных организаций. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы Бан­ка России на указанный надзор.

Основные функции банковского надзора:

1.     изучение юридических вопро­сов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

2.     проверка со­блюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

3.     анализ баланса и отчетности банка;

4.     изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

5.     проверка решений органов управления;

6.      проверка работы ревизионной комиссии;

7.     анализ дого­ворных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, де­биторами; 

8.     анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

9.     проверка управления рисками;

10. проверка формирования резервов;

11. проверка гарантий;

12. проверка обоснованности и законности формирования доходов;

13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам дея­тельности;

14. выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результа­тами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обя­зательств;

15. выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;

16. выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, причин искажения отчетных показателей, экономических нормати­вов;

17. выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффек­тивных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышен­ный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;

18. проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.

Основные различия между банковским надзором, банковским пруденциальным регулированием и пруденциальным надзором показаны в приложении 1.

Инспектирование кредитных организаций

Вопросы инспекти­рования кредитных организаций предусмотрены ст. 55 Федерального зако­на «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка Рос­сии)».

Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован. Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях (проведение проверок без достаточных оснований). Как показывает практи­ка, такие предположения не лишены оснований. Здесь может быть два вида злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для обще­ства. Во-первых, некоторые банки годами не проверялись и есть все осно­вания предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руково­дителей, не имеет законных оснований. Такая проверка резко снижает рей­тинг кредитной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основа­нии планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанны­ми в инструкции структурными подразделениями Банка России и его тер­риториальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориаль­ного учреждения Банка России. Заметим, что как внеплановые, так и плано­вые проверки всегда могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые в свою очередь от подчиненных им подразделений и специалистов получают соответствующую информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому на практике круг ини­циаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.

Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неус­тойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушени­ях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территори­альными учреждениями более двух лет». Инструкция не объясняет, что по­нимается под терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки кредитной организации.

Решение о назначении проверки кредитной организации и ее филиалов оформляется письменным распоряжением, подготавливаемым структурным подразделением, уполномоченным проводить проверки. В распоряжении указываются: полное наименование, место нахождения и регистрационный номер проверяемой кредитной организации и ее филиалов, вид проверки, состав рабочей группы, даты начала и окончания проверки; задание для рабочей группы, участки деятельности кредитной организации (ее филиа­лов), подлежащие обязательной проверке. При необходимости в задании указываются: номера балансовых и внебалансовых счетов; операции, кото­рые должны быть проверены; перечень документов, подлежащих выбороч­ной проверке, период, за который эти документы и операции будут прове­ряться. В подготовке задания для рабочей группы по отдельным конкрет­ным направлениям могут участвовать другие подразделения Банка России и его территориальных учреждений. Распоряжением может быть установлено право руководителя рабочей группы в период проверки самостоятельно или по согласованию с руководителем, назначившим проверку, дополнять иди уточнять задание.

Виды проверок, осуществляемых Банком России, представлены на схеме в приложении 2. Проверки кредит­ных организаций и их филиалов проводятся комплексно или по отдельным направлениям их деятельности с использованием форм и методов, обес­печивающих достижение установленных инструкцией БР № 34 целей и выполнение поставленных задач. Указан­ные проверки кредитных организаций могут проводиться путем изучения их документов, информации, содержащейся в базах данных, собеседований с сотрудниками, проведения контрольных расчетов, а также тестирования аппаратно-программных средств, используемых кредитной организацией (филиалом) для выполнения банковских операций, их учета и составления документов.

Комплексные проверки кредитных организаций и их филиалов долж­ны предусматривать проверку: достоверности отчетов, представленных Банку России; соответствия выполняемых операций банковскому законода­тельству и нормативным актам Банка России; соблюдения данной кредит­ной организацией обязательных экономических нормативов, установлен­ных Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)». Комплексные проверки кредитной организации, имеющей филиальную сеть, осуществляются на консолидированной основе, т. е. проводятся одновременно в кредитной организации и ее филиалах (всех, если их число не превышает пяти, или некоторых из них, имеющих наихудшие показатели).

Страницы: 1, 2, 3, 4