рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы развития рефераты

Есть надежда, что через несколько лет после естественного отбора на рынке останутся не более 4 - 5 бюро, которые так или иначе будут взаимодействовать друг с другом[5].

 

3 Принципы работы бюро кредитных историй

 

Бюро кредитных историй наделены специальной правоспособностью - они не имеют права осуществлять иные виды деятельности, кроме перечисленных в Законе. Поэтому одним из переходных положений Закона является требование к юридическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве БКИ до дня вступления в силу Закона, в течение 6 месяцев привести свою деятельность в соответствие с требованиями, предъявляемыми к БКИ Законом (ст. 19).

Субъект кредитной истории - физическое или юридическое лицо, выступающее заемщиком, и в отношении которого формируется кредитная история (п. 5 ст. 3)[6]. Субъект кредитной истории определяет код субъекта кредитной истории - комбинация цифровых и буквенных символов, используемая им и (или) с его согласия пользователем кредитной истории при направлении в Центральный каталог кредитных историй запроса о БКИ, в котором сформирована кредитная история субъекта кредитной истории, для подтверждения правомерности выдачи этой информации. Порядок формирования, замены и аннулирования кодов субъекта кредитной истории, в том числе дополнительных кодов, устанавливается Банком России (ч. 4.3 ст. 5)[7].

Источником формирования кредитной истории может являться исключительно организация-займодавец (кредитор), представляющая информацию, входящую в состав кредитной истории, в БКИ (п. 4 ст. 3). Ни физические лица, ни индивидуальные предприниматели не могут быть источниками формирования кредитной истории. Отношения источника формирования кредитной истории и БКИ опосредуются договором об оказании информационных услуг, который является одним из видов договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ).

Что касается пользователей кредитной истории, то ими могут быть в равной степени, как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица при условии получения письменного или иным способом документально зафиксированного согласия субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита) (п. 7 ст. 3). Для получения кредитного отчета пользователю необходимо обладать средствами телекоммуникаций, так как он получает кредитный отчет исключительно в форме электронного документа (ч. 8 ст. 6 Закона), и заключить с БКИ договор об оказании информационных услуг.

Законом предусмотрено создание Центрального каталога кредитных историй (далее - ЦККИ) как подразделения Банка России, целями деятельности которого являются:

- сбор, хранение и представление субъектам кредитных историй и пользователям кредитных историй информации о БКИ, где сформированы кредитные истории субъектов кредитных историй;

- временное хранение баз данных ликвидированных (реорганизованных, а также исключенных из государственного реестра БКИ) БКИ.

Банк России вправе устанавливать формы и порядок представления в ЦККИ информации из БКИ[8].

Кредитная история делится на три части - титульную, основную и дополнительную (закрытую). Это связано с различным правовым режимом доступа к каждой из ее частей.

Содержание титульной и основной части кредитной истории различается в зависимости от того, является ли субъект кредитной истории физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) либо лицом юридическим.

В титульной части кредитной истории физического лица отражены его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и данные документа, удостоверяющего личность (обязательные сведения), а также ИНН и номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (факультативные сведения). Основная часть содержит сведения о месте регистрации и фактическом месте жительства физического лица, сведения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а также сведения о кредитных (заемных) обязательствах этого лица, в том числе о спорах по договорам займа (кредита)[9].

Основная часть содержит сведения о процедурах банкротства юридического лица, при создании юридического лица путем реорганизации - основные части кредитных историй реорганизованных юридических лиц, прекративших свое существование, а также сведения о кредитных (заемных) обязательствах юридического лица, аналогичные сведениям, предусмотренным для обязательств физического лица.

Кроме того, в основной части кредитной истории и физического, и юридического лица может содержаться индивидуальный рейтинг субъекта кредитной истории, рассчитываемый на основании утвержденной БКИ методики. Представляется, что БКИ может использовать скоринговые модели[10], применяемые в банках, а именно:

1) модель морализаторства, при которой оценка риска направлена на минимизацию невозврата кредита, и кредитные заявки высокорисковых заемщиков не удовлетворяются;

2) модель доходности, при которой просчитывается не только риск невозврата кредита, сколько максимальная доходность кредитования данного клиента для банка, вследствие чего банк может предпочесть высокорискового, но потенциально более доходного клиента низкорисковому;

3) модель обучения и накопления опыта, при которой информация максимизируется с целью совершенствования самой скоринговой модели.

Дополнительная (закрытая) часть кредитной истории для физических лиц и для юридических лиц одинакова по составу входящих в нее сведений, которые отражают данные об источнике формирования кредитной истории и о пользователе кредитной истории (ч. 4 и 8 ст. 4).

Лицам, имеющим в соответствии с Законом право на получение информации, составляющей кредитную историю, такая информация представляется БКИ в виде кредитного отчета, объем которого зависит от субъекта его получения.

Юридическое лицо вправе осуществлять деятельность в качестве БКИ только после внесения записи о нем в государственный реестр БКИ - открытый и общедоступный федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о БКИ, внесенные в указанный реестр уполномоченным государственным органом.


4 Влияние финансового кризиса на работу бюро кредитных историй

 

Сегодня в связи с финансовым кризисом ужесточаются требования к заемщикам со стороны кредитных организаций. Если совсем недавно взять в банке кредит мог почти каждый, то теперь стать заемщиком может только самый надежный и проверенный клиент.

В настоящее время приоритетным для банка является клиент с безупречной и долгой кредитной историей. Кредитные истории становятся не только инструментом избирательной политики кредиторов, но и серьезным стимулом для заемщиков более ответственно подходить к вопросу получения кредита, более трезво оценивать свои финансовые возможности и своевременно выплачивать долги.

Хотелось бы отметить, что хотя бы раз в полгода необходимо проводить мониторинг своей кредитной истории. Нередко кредитная история живет самостоятельной от человека жизнью, а это может иметь неприятные последствия. Мониторинг своей кредитной истории очень полезен не только тем, кто пользуется кредитами, но и тем, кто в банки даже не ходит.

Даже до кризиса на просрочку платежа на три-четыре дня банки закрывали глаза. Человек мог оформить кредит первого числа, а зарплату получает пятого. Он всегда будет перечислять платежи с небольшим опозданием. При выдаче нового кредита банки это не расценивают как негатив. Но если просрочка по платежу больше 30 дней, это может повлечь за собой негативные последствия. Поэтому советуем заемщику обращаться в банк до наступления просрочки, и с большой вероятностью банк пойдет заемщику навстречу. В таких ситуациях, как правило, составляется новый график платежей, устраивающий и банк, и заемщика. В результате просрочки по платежам в кредитной истории не возникнет. Но если заемщик допустил просрочку, обратился в банк позднее или вообще начал скрываться, то все просрочки будут отражены в кредитной истории.

В период финансового кризиса все большую актуальность приобретают продукты по мониторингу существующего портфеля банка и дополнительной оценки заемщика. В связи с этим БКИ предлагает ряд дополнительных услуг, в том числе предоставление статистических и аналитических отчетов, позволяющих раскрыть структуру обязательств клиентов перед другими кредиторами.

Кроме того, в помощь банкам БКИ разработало и внедрило услугу «Верификация паспортных данных заемщика». Внедрение этой услуги позволяет проверить соответствие указанных заемщиком паспортных данных и информации, содержащейся в базе данных ФМС по Москве и Московской области. Все необходимые данные можно получить через информационную базу данных в режиме реального времени[11].

Сегодня банки тщательно подходят к оценке платежеспособности потенциальных заемщиков и снижению уровня кредитных рисков. Для этого Национальное бюро кредитных историй предоставляет скоринг для российских банков. Данная система делает информацию из бюро кредитных историй более удобной для обработки внутренними системами банков. Этот объективно новый инструмент позволяет кредитным организациям намного точнее оценить возможности заемщиков по возврату кредита.

Заключение

 

По истечении более чем 6 лет с момента издания Федерального закона "О кредитных историях" в России при анализе кредитоспособности заемщиков не последнюю роль стали играть кредитные бюро как институты, занимающиеся сбором, анализом и распределением полученных данных о своевременности исполнения кредитных обязательств. За это время в стране были зарегистрированы 33 бюро кредитных историй (не все из них успешно осуществляют свою деятельность), сформировался рынок, когда более 99,5% записей кредитных историй хранятся в 5 крупнейших бюро. Центральным каталогом кредитных историй Банка России (ЦККИ) было собрано более 58 млн записей кредитных историй по более чем 32 млн субъектов. Количество успешных совпадений по запросам (hit-rate) в ЦККИ превысило 58%.

Как известно, по данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации проживает менее 142 млн человек, из них чуть более 75 млн человек - трудоспособное население, из которых около 71 млн человек занято трудовой деятельностью. То есть фактически у каждого второго экономически активного жителя страны или потенциального заемщика уже имеется кредитная история. Количество записей о кредитных историях уже в самое ближайшее время сравняется с численностью трудоспособного населения, и это говорит о том, что многие жители нашей страны уже неоднократно пользовались услугами по кредитованию.

При этом за время действия Федерального закона "О кредитных историях" со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам не было применено ни одного наказания в отношении бюро кредитных историй или их руководителей.

Необходимо отметить, что законодательство, регулирующее отношения, возникающие по поводу информационного обмена кредитными историями, не идеально и требует доработок. Так как деятельность кредитных бюро необходимо для оздоравливания финансовой системы страны.

В российской прессе эти неоспоримые факты неоднократно доказывались на исторических примерах деятельности кредитных бюро в экономически развитых странах Западной Европы и Северной Америки, а также в развивающихся странах Латинской Америки и Восточной Европы.

 

Использованные источники и литература

 

1.       О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 в ред. Федерального закона от 15.02.2010 № 11-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 6. - ст. 492.

2.       О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ в ред. Федерального закона от 25.11.2009 № 281-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002 - N 28. - ст. 2790.

3.       О кредитных историях: Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 214-ФЗ// Собрание законодательства РФ- 2005. - N 1 (часть 1). - ст. 44.

4.       Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ в ред. Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 2 - ст. 127.

5.       О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй: Постановление Правительства РФ от 10.08.2005 N 501 //Собрание законодательства РФ. – 2005. - N 33. - ст. 3429.

6.       О порядке и формах представления бюро кредитных историй информации, содержащейся в титульных частях кредитных историй, и кодов субъектов кредитных историй в Центральный каталог кредитных историй: Указание ЦБ РФ от 31.08.2005. - N 1611-У в ред. от 01.12.2009 № 2352-У // Вестник Банка России. – 2005. - N 52.

7.       О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в бюро кредитных историй: Указание ЦБ РФ от 29.11.2005 N 1635-У в ред. от 28.12.2009 № 2375-У // Вестник Банка России. – 2005. - N 71-72

8.       Об утверждении Положения о требованиях к финансовому положению и деловой репутации участников Бюро кредитных историй: Приказ ФСФР РФ от 27.10.2005 N 05-52/пз-н в ред. от 20.09.2007 № 07-100/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. - N 2006.

9.       Об утверждении Административного регламента ФСФР России исполнения государственной функции по ведению государственного реестра Бюро кредитных историй: Приказ ФСФР РФ от 14.08.2007 N 07-89/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2007 . - N 46.

10.   О типичных банковских рисках: Письмо ЦБ РФ от 23.06.2004 N 70-Т // Вестник Банка России. – 2004. - N 38.

11.   Воронин Б.Б. Рынок услуг бюро кредитных историй: результаты третьего года развития / Воронин Б.Б. // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. - 2008. - N 5. – С. 23-25.

12.   Гусева А.О кредитных бюро и кредитный скоринг/ Гусева А., Кузина О. // Банки и технологии. – 2004. - № 5. – С. 45.

13.   Изофенко Р.Н. О развитии института кредитных историй / Изофенко Р.Н. // Управление в кредитной организации. – 2009. - №2. – С. 42-44.

14.   Изофенко Р.Н. Положительные уроки кредитных бюро / Изофенко Р.Н. // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. – 2009. - №3. – С.53-54.

15.   Смирнов Е.И. Важно не просто выжить, а стать сильнее/ Смирнов Е.И. // Управление в кредитной организации. – 2009. - №2. – С. 23.

16.   Фальковская Я.М. О бюро кредитных историй/ Фальковская Я.М. // Цивилист. Научно-практический журнал. – 2006. - №1. – С. 70-79.

17.   Хандруев А. От личных связей – к кредитным историям / Хандруев А., Ветрова А. // Вестик АРБ. – 2001. - № 7. С. 32-33.

18.   Виноградова Л.Б. Как кризис повлиял на работу кредитных бюро [Электронный ресурс]. / Л.Б. Виноградова. – 2010. – Режим доступа: #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]письмо ЦБ РФ от 23 июня 2004 г. N 70-Т "О типичных банковских рисках" // Вестник Банка России. - 2004. - N 38.

[2]  О правовом режиме электронной цифровой подписи см. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // СЗ РФ. - 2002. - N 2. - Ст. 127.

[3] Хандруев А., Ветрова А. От личных связей - к кредитным историям // Вестник АРБ. - 2001. N 7.

[4]  Смирнов Е.И. Важно не просто выжить, а стать сильнее// Управление в кредитной организации. -  2009 -  N 2. – С. 23

[5]  Смирнов Е.И. Указ соч. – С. 23.

[6] О банках и банковской деятельности Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1  в ред. федер. закона № 11-ФЗ от 15.02.2010 // СЗ РФ. – 1996. - № 6. – Ст. 492

[7] Глава 2 указания Банка России от 31 августа 2005 г. N 1610-У // Вестник Банка России.-  2005. - N 52. – С. 35.

[8] Указание ЦБ РФ от 31.08.2005 N 1611-У  в ред. от  01.12.2009 // Вестник Банка России. – 2005. -  N 52

[9] Фальковская Я.М. О бюро кредитных историй // Цивилист. Научно-практический журнал. -  2006. -  № 1. - С. 70-79.

[10] Гусева А., Кузина О. Кредитные бюро и кредитный скоринг // Банки и технологии.  - 2004. - N 5. – С. 45.

[11] Виноградова Л.Б. Как кризис повлиял на работу бюро кредитных историй [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://credit.rbc.ru/interview/2009/02/18/68257.shtml. - 20.03.2010


Страницы: 1, 2