рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Банк России: его функции и взаимоотношения с кpедитными оpганизациями рефераты

Кредитный потенциал коммерческого банка уменьшается настолько, насколько увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ.

Формирование минимальных резервов как инструмента кредитно-денежной политики впервые было применено в США в 30-е гг., а затем его стали использовать центральные банки всех ведущих капиталистических стран. В России формирование минимальных банковских резервов началось в 1991 г., тогда была установлена единая норма в 2 % без дифференциации по видам вкладов.

Норма обязательных резервов меняется в зависимости от конкретных задач кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования, когда вкладчик счета может в любое время потребовать возврата денег, или по депозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более длительным сроком хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы.

В 1992 г. в качестве одной из антиинфляционных мер нормы обязательных резервов были резко увеличены. Они были установлены: по обязательствам банка, которые он должен удовлетворять сразу по требованию клиента, — 20%, а по вкладам, которые могли быть затребованы обратно после истечения определенного срока, —15%.

В 1995 г. произошло существенное дифференцирование норм обязательных резервов. С 1 января 1996 года применяются следующие нормативы отчислений в резервы:

·       счета до востребования и срочные обязательства до 30 дней — 20% ;

·       срочные обязательства свыше 30 дней до 90 дней—14% ;

·       срочные обязательства свыше 90 дней — 10% :

·       средства на счетах в иностранной валюте — 1,5% .

Введенные в 1995 г. нормы, наряду с тем что они продолжали выполнять свою роль сдерживания инфляции, призваны стимулировать наращивание банковских ресурсов для долгосрочных инвестиций. Имеется в виду применение более низкой нормы по вкладам относительно длительного периода хранения, обычно используемым как источник долговременных вложений.

Резервирование по валютным счетам производится в рублях. Это не только стимулирует сокращение рублевой денежной массы, но и оказывает влияние на рост предложений по продаже валюты на валютном рынке, что в свою очередь оказывает стабилизирующее влияние на курс рубля.

Если до 1995 г. абсолютная сумма перечислений в резерв рассчитывалась исходя из остатков на 1-е число месяца, то в 1995 г. сумма резервов стала определяться исходя из среднемесячных остатков по соответствующим пассивным счетам.

Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течение двух рабочих дней.

При временных финансовых затруднениях, препятствующих своевременному перечислению денег в фонд обязательных резервов, Главное управление Центрального банка России предоставляет отсрочку коммерческим банкам до очередного регулирования или предоставляет им краткосрочный кредит.

При нецелесообразности предоставления отсрочки или кредита Главное управление применяет к коммерческому банку санкции. За задержку перечислений на срок до 5 дней назначается штраф в размере 0,5% за каждый день задержки, а при задержке сверх 5 дней штраф уплачивается из расчета 1% за каждый день задержки. При систематической задержке в перечислении денег может быть применена санкция в виде увеличения нормы отчислений в резерв.

В 1995 г. значительно расширена база, от которой определяется абсолютный размер отчислений в резервы.

В круг объектов резервирования включены корреспондентские счета рос­сийских и иностранных банков, доходы бюджета, счета по выдаче клиентам пластиковых карточек, счета в иностранной валюте, невыплаченные переводы из-за границы и аккредитивы.

В результате увеличения базы для расчетов размера суммы, отчисляемой в обязательные резервы, наблюдается абсолютный и относительный рост их остатков в целом по банковской системе России.

В 1996 году ассоциация российских банков обратилась к Центральному банку с предложением положительно рассмотреть вопрос о начислении процентов по средствам на резервном и корреспондентском счетах.

Центральный банк принял решение, согласно которому не может быть осуществлено предложение о начислении процентов по средствам, которые внесены в резервный фонд, и по денежным суммам, которые хранятся на корсчетах коммерческих банков, поскольку Центральный банк в соответствии со своими функциями не вступает в депозитные взаимоотношения с юридическими лицами, из которых возникает обязанность выплаты процентов.

В свете значительного увеличения суммы резервов, а также принимая во внимание, что более 1/3 всей денежной массы находится обычно на корсчетах и резервных счетах, такое решение представляется спорным.

В перспективе Банк России будет, очевидно, пересматривать систему, нормативы резервирования и порядок использования денег коммерческих банков, которые они хранят на резервном и корреспондентском счетах.

В процессе совершенствования системы резервирования полезно использовать многолетний опыт западноевропейских стран и США.

В этих странах для различных типов вкладов существуют различные резервные требования. Например, в США положено хранить в виде резерва 3% вкладов по счетам на сумму не менее 28,9 млн. долл. и 10 % вкладов выше этой суммы. Срочные же вклады от физических лиц сроком менее полутора лет должны храниться в резерве в пределах 3% их суммы, вклады же со сроком свыше 1,5 лет свободны от резервных требований.

В Германии установлены прогрессивные ставки резервирования в зависимости от суммы вкладов. При депозите в размере 10 млн. немецких марок до востребования в резерв вносится 6,6%. Если вклад находится в пределах от 10 до 100 млн. немецких марок, то в резерв вносится 9,9% , если он превышает 100 млн., то сумма резервирования определяется из расчета 12,1% . По срочным депозитам установлена норма в 4,95% независимо от размера вклада и срока хранения, а по сберегательным депозитам — 4,15% .

В США резервы рассчитываются на основе двухнедельного периода. Резервы коммерческих банков США хранятся в 12 банках Федеральной резервной системы. Суммы на этих счетах сверх нормативов резервирования образуют избыточные резервы. Они являются объектом межбанковских кредитов.

Коммерческие банки заинтересованы в том, чтобы их избыточные резервы были сведены к минимуму. Они стремятся продать их другим банкам, которые должны восполнить свои резервы до размера согласно нормативам.

Резервные фонды используются в США и как деньги для текущих платежей. Любой чек, выписанный на депозит в федеральном резервном банке, оплачивается с резервного счета немедленно по предъявлению, в то время как чек, предъявленный к корреспондентскому счету банка в другом банке, оплачивается некоторое время спустя, обычно через 1-3 дня. Таким образом, деньги, хранящиеся в резерве, могут быть использованы по мере надобности, а избыточные для данного банка резервные фонды обращаются на кредитном рынке страны. Средства на счетах резерва одновременно используются для межбанковских коммуникаций денег.

Следует отметить, что Ассоциация российских банков обращалась с просьбой к Центральному банку России изменить режим регулирования резервного фонда, сделав его более гибким, предоставив возможность банку — владельцу фонда в необходимых случаях воспользоваться хранящимися здесь деньгами до очередного регулирования. В ответ на это обращение Центральный банк России сообщил, что для денежно-кредитного регулирования и осуществления антиинфляционных мер Банком России за счет депонирования средств коммерческими банками и другими создается фонд обязательных резервов.

Средства этого фонда имеют строго целевое назначение и возвращаются коммерческому банку только в случае излишне внесенных им денежных средств либо при отзыве у него лицензии на совершение банковских операций для осуществления расчетов по его обязательствам. В других случаях возврат или списание средств, депонируемых в фонде обязательных резервов, не производится.

В связи с этим предложение Ассоциации российских банков о разрешении, использовать в экстренных случаях средства фонда обязательных резервов для расчетов с вкладчиками и предоставления коммерческим банкам беспроцентных ссуд под часть этих средств Центральный банк считает неприемлемым. Такое решение носит дискуссионный характер, и в дальнейшем представляется целесообразным его пересмотреть.

Деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних непосредственно связана с устойчивостью других.

Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия банка.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе России.

Лицензирование деятельности кредитных организаций.

Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентирован законодательством Российской Федерации, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка России.

В настоящее время действующим законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими и юридическими лицами при создании кредитных организаций. При регистрации кредитной организации и согласовании изменений в ее уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала, составу руководителей кредитных организаций и их материально-техническому оснащению.

Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года, а также располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной организации.

Для приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации требуется предварительное согласие Банка России.

Формирование уставного капитала за счет иностранных инвестиций также требует разрешения Банка России.

Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, материальных активов (банковское оборудование и здание, в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства). Размер неденежной части уставного капитала не должен превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы.

Основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации изложены в статье 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Кредитные организации в зависимости от спектра выполняемых операций подразделяются на банки и небанковские кредитные организации (ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков со 100-процентным участием российского капитала и банков, имеющих долю участия иностранных инвестиций, не более 50% уставного капитала, составляет в настоящее время 2,0 млн. ЭКЮ, для небанковских кредитных организаций - 0,5 млн. ЭКЮ.

Для вновь создаваемых банков с долей иностранных инвестиций в уставном капитале свыше 50% минимальный размер уставного капитала составляет 5 млн. ЭКЮ.

Для получения лицензии, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, минимальный размер собственных средств (капитала) составляет 5 млн. ЭКЮ (для небанковских кредитных организаций - 1,25 млн. ЭКЮ).

Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:

·       лицензия на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях либо в рублях и иностранной валюте;

·       лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте (право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при условии устойчивости их финансового положения);

·       генеральная лицензия, предоставляющая право осуществлять все операции в рублях и иностранной валюте, а также открывать в установленном порядке филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов;

·       лицензия (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами (золотом и серебром). Лицензия выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Лицензия на право осуществления операций с драгоценными металлами может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление операций в иностранной валюте или после ее получения.

Уполномоченными банками на проведение операций и сделок с природными драгоценными камнями являются банки, действующие одновременно на основании Генеральной лицензии Банка России на совершение банковских операций и лицензией на осуществление операций с драг. металлами (либо разрешения на совершение операций с драг. металлами(золотом, серебром)).

При наличии лицензии на проведение банковских операций кредитная организация вправе совершать иные сделки, а также осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Кредитные организации, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение, структуру, адекватную предполагаемому направлению деятельности, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций.

В целях обеспечения устойчивости банковской системы Центральный банк Российской Федерации разрабатывает для коммерческих банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами.

В декабре 1987 г. Банк международных расчетов, расположенный в городе Базель (Швейцария), учредил международный комитет по определению общих принципов расчета банковского капитала и классификации активов, их соотношений с капиталом и другими пассивами. В состав комитета вошли представители центральных банков 12 развитых стран мира. В следующем году комитет утвердил соответствующие международные рекомендации.

Россия пока в работе этого комитета не участвует. Вместе с тем Банк России при разработке соответствующих нормативов руководствуется принципами, принятыми Базельским комитетом. Однако содержание компонентов, участвующих в расчетах нормативов, да и сами нормативы отражают специфику настоящего этапа эволюции российской банковской системы. Нормативы разработаны для двух групп банков.

В первую группу входят коммерческие банки, созданные на базе бывших государственных банков, во вторую — не имевшие такой базы, т.е. вновь созданные банки. Надо полагать, что подобная дифференциация была определена в первоначальный период формирования новой банковской системы.

Действующую в 1991—1994 гг. систему нормативов российских коммерческих банков отличали следующие моменты:

·       установление наряду с директивными нормативами оценочных; первые обязательны для выполнения всеми коммерческими банками, а вторые используются для анализа их деятельности и финансового состояния;

·       дифференциация нормативов в зависимости от типа банка;

·       распределение всех активов по степени риска;

·       предоставление права главным территориальным управлениям Центрального банка Российской Федерации самостоятельно устанавливать индивидуальные экономические нормативы коммерческим банкам, получившим Централизованные кредитные ресурсы, в том числе для выдачи кредитов предприятиям и организациям, осуществляющим досрочный завоз товаров в районы Крайнего Севера;

·       возможность установления Центральным банком индивидуальных экономических нормативов для некоторых банков — с учетом особенностей кредитования предприятий и организаций, связанных с сезонностью производства и реализации продукции, проведением мероприятий по конверсии, а также в связи с необходимостью поддержать текущую деятельность предприятий общегосударственного значения.

В 1992 г. по индивидуальным нормативам работали около 500 банков. С 1995г. дифференциация нормативов в зависимости от типа банка и определение их в индивидуальном порядке отменены. Установленные ЦБ РФ нормативы соответствуют основным требованиям к коммерческим банкам в промышленно развитых странах. Это объясняется интеграцией российской банковской системы и мировой банковской системы, что диктует необходимость использования в отечественной практике критериев организации и регулирования деятельности банков, принятых в странах с рыночной экономикой.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6