Банковский надзор (международный опыт)
2.2.4 Контроль за
соблюдением банками требований надзорных органов
Завершающий
этап надзора за банками - контроль за соблюдением ими в строго
определенные сроки предписаний органов надзора по устранению
обнаруженных недостатков.
Набор
неофициальных и официальных мер воздействия на банки во всех странах
достаточно широк. К неофициальным мерам воздействия относятся:
·
гарантийное
письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных
недостатков и определением способа их устранения;
·
письменное
соглашение между органом надзора и банком об исправлении
выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.
Официальные меры воздействия
включают в себя:
·
предупреждение;
·
директивы
по устранению недостатков;
·
штрафные
санкции;
·
приказ
о снятии с должности руководителя банка;
·
передача
банка под опеку надзорного органа; организацию слияния или
поглощения; лишение лицензии на проведение банковских операций;
·
ликвидацию
кредитного учреждения.
Ликвидация
кредитного учреждения используется как крайняя мера, поскольку это
затрагивает непосредственные интересы вкладчиков. В целях защиты их
интересов во многих странах организованна система страхования депозитов.
В США, Канаде,
Великобритании, Италии, Японии подобные системы находятся под
государственным контролем. Коммерческие банки США, Канады, Японии
выплачивают ежегодные взносы в фонд страхования депозитов.
В
Великобритании создан Фонд защиты депозитов, в который все коммерческие
банки вносят средства пропорционально величине своих депозитов в фунтах
стерлингов. При банкротстве банка вкладчики Фонда получают компенсацию в
размере, не превышающем 15 тыс.ф.ст. на 1 вкладчика.
В Италии банки
не делают ежегодных регулярных отчислений в Межбанковский фонд
страхования депозитов, но вносят средства на покрытие расходов по
выплате компенсаций клиентам разорившихся кредитного учреждения.
В Нидерландах
компенсацию кредиторам при банкротстве банковского учреждения
выплачивает центральный банк. Коммерческие банки покрывают его расходы
единоразовыми взносами пропорционально величине активов каждого из них.
В США Федеральная корпорация страхования депозитов выплачивает
компенсацию в пределах 100 тыс.долл. на 1 вкладчика. Максимальные
ежегодные отчисления для банка - члена Корпорации в страховой фонд
установлены в размере 0,325% от общей суммы депозитов.
Располагая
достаточно широким диапазоном мер воздействия на банки, органы
надзора предпочитают поддерживать постоянные неофициальные контакты с
банками для регулярного обсуждения их планов, общих направлений их
деятельности, возникающих затруднений. Такие контакты создают для
банков возможность по собственной инициативе информировать органы надзора
о своих проблемах.
Глава 3. Банковский
надзор в России
Часть 1. Правовые основы
банковского надзора в России
Правовые основы
организации надзора и контроля определены:
а) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
от 02.12.90 N 394-1 (ред. от 20.06.96) "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)" в статье 4 пункта 7 читаем:"
Банк России выполняет следующие функции:
осуществляет надзор за
деятельностью кредитных организаций.
В статье 6, так
же указанно: Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции
настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает
нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Нормативные
акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или
обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве
юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для
регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
Проекты
федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих
функций, направляются на заключение Банка России.
В главе X.
"Банковское регулирование и надзор" в статье 55 сказано, что:
" Банк России является органом банковского регулирования и
надзора за деятельностью кредитных организаций.
Банк России
осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями
банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в
частности установленных ими обязательных нормативов ПРИКАЗ ЦБ РФ от
30.01.96 N 02-23 (ред. от 20.08.96) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ИНСТРУКЦИИ N 1 "О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ" (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ N 1).
Главная цель
банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской
системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не
вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Надзорные и
регулирующие функции Банка России, установленные настоящим
Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или
через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о
создании данного органа принимается Советом директоров."
В статье 74 выше
названного Закона подчеркивается, что: Для осуществления своих функций
в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит
проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для
исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности
нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом
санкции по отношению к нарушителям.
Проверки
могут осуществляться уполномоченными Советом директоров
представителями Банка России и по его поручению - удиторскими
фирмами".
б) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
от 02.12.90 N 395-1 (ред. от 03.02.96) "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в главе VII."Бухгалтерский учет в кредитных
организациях и надзор за их деятельностью", в статье 41
говорится,что:" Надзор за деятельностью кредитной организации
осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами.
В статье 19 выше
названного Закона указаны меры Банка России, применяемые им в порядке
надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и
нормативных актов Банка России.
"В случае
нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний
Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов,
непредставления информации, представления неполной или недостоверной
информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу
интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке
надзора применять к кредитной организации меры, установленные
Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" в статье 75:" требовать от кредитной организации
устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой
процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение
отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае
невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об
устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или
совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу
интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной
организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала,
но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от
кредитной организации:
а) осуществления
мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе
изменения структуры активов;
б) замены руководителей
кредитной организации;
в) реорганизации
кредитной организации;
3) изменить для
кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
4) ввести запрет на
осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций,
предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие
филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную
администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
6) отозвать лицензию на
осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными
законами."
Часть 2 Проблемы и
перспективы банковского надзора
3.2.1 Требования к
совершенствованию банковского надзора в России
Анализ задач
надзорной деятельности в банковской сфере приводит к формулированию следующих
концептуальных требований, выполнение которых видится необходимым для
стабилизации кредитной системы. Как будет ясно из последующего
изложения, указанные требования находятся в тесной взаимосвязи.
Во-первых, поскольку
приоритетной целью надзора является поддержание кредитной системы,
его главной задачей должны быть не поиск и наказание
"провинившихся" банков, а создание условий для более эффективного
функционирования банковской системы.
Во-вторых, это
необходимость активизации надзора, которая включает в себя ряд
аспектов. Важнейшим условием и одновременно составным элементом его
реализации является повышение открытости ситуации в банковской сфере в
целом и в конкретных банках как для Центрального банка, так и для
кредиторов и клиентов банков. Повышение открытости базируется на
совершенствовании системы учета и отчетности в коммерческих банках и
приближении ее к требованиям, вытекающим из опыта международной банковской
практики, что позволит повысить эффективность и результативность надзорной
деятельности. С другой стороны, открытость предполагает
неукоснительное соблюдение банками требований Центрального банка в сфере учета
и отчетности.
В-третьих,
надзор должен быть ориентирован на два уровня анализа и состояния
банковской системы в целом. При этом открытость является важным фактором
совершенствования диагностической компоненты банковского надзора.
Другим ее фактором выступает совершенствование методики оценки состояния
дел в банках. В-четвертых, требование реструктуризации балансов банков. Данное
требование непосредственно относится к оптимизации балансов и
организационно-технологической схемы деятельности банков. Под
реструктуризацией балансов понимается снижение доли низколиквидных и
неликвидных активов, создание достаточных резервов на списание плохих
кредитов. При этом необходимо предусмотреть возможность банков
самостоятельно списывать такие ссуды за счет резервов при контроле со
стороны налоговых служб и аудиторских фирм. В ресурсной базе банков
необходимо проводить политику снижения доли "горячих" денег:
средств населения, бюджета.
Под
оптимизацией организационной структуры банков понимается централизация
информационных потоков многофилиальных банков через компьютерную сеть и
получение информации о работе территориальных подразделений в режиме
реального времени, а также техническое переоснащение банков, снижение
расходов в связи с сокращением численности низкоквалифицированного
персонала (кассиров и пр.).
Одновременно
требование реструктуризации включает необходимость санирования отдельных
крупных банков. Все эти аспекты предполагают дополнительные усилия Банка
России как с позиций оценки состояния дел в банках, так и с точки
зрения консультирования и выдачи соответствующих рекомендаций.
Указанная работа должна проводиться совместно с Всемирным банком и ЕБРР в
рамках международных проектов рестуктуризации российских банков.
Нуждается в
разработке также Концепция реструктуризации ресурсных потоков в
кредитной сфере и формирование системы перераспределения средств,при
которой крупные (полугосударственные) банки кредитуют "частные"
банки, которые принимают основные риски кредитования мелких и средних
заемщиков.
3.2.2 Развитие
банковской системы (оптимизация структуры)
Развитие
структуры банковской системы целесообразно проводить в русле перспективных
сдвигов в структуре экономики. Неоднородность экономики России проявляется
как в межрегиональных диспропорциях, так и с точки зрения различий
финансового состояния отдельных отраслей. Соответственно перспективная
устойчивость банковской системы должна базироваться на тенденциях
хозяйственного развития.
В стуктуре
российской экономики можно выделить три группы регионов.
Центры
деловой активности с диверсифицированной по отраслевому признаку
структурой коммерческой деятельности. В них должны преобладать
крупные (оптовые) кредитные организации, финансирующие
ключевые для российской экономики предприятия, федеральный бюджет,
организующие межбанковский и валютный рынок. Такие структуры должны
функционировать под жестким контролем государства как в форме участия в
собственности, так и через повышенное внимание надзорного органа. Розничные
и средние банки нацеливаются на обслуживание местных предприятий
соответствующего масштаба. Проводится политика ограничения
количества филиалов кредитных организаций, которая связана с
достаточной для поддержания конкурентной среды численности банковских
учреждений одновременно с повышенным риском управления банков, имеющих филиалы.
Для розничных банковских услуг кредитные организации открывают отделения,
действующие под жестким внутренним контролем. Работа филиалов
экономически целесообразна только применительно к крупным банкам
других регионов для операций на валютном и межбанковских рынках.
Регионы, где
преобладает крупное промышленное производство федерального значения. В
банковской системе должна сочетаться деятельность филиалов крупных
банков финансовых центров с мелкими и средними региональными кредитными
организациями. Формирование местных крупных банков представляется
нежелательным в силу ограниченных возможностей по диверсификации
активов. Кредитовать промышленные гиганты целесообразно через крупные банки
финансовых центров(или их филиалы).
В регионах, где
доминирует мелкий бизнес и сельскохозяйственное производство,
представляется возможным делать ставку на местные частные банки и
концетрацию капиталов. При укрупнении кредитных организаций на
местном уровне можно использовать различные схемы, в том числе не
предполагающие полную потерю самостоятельности банков (например, создание
холдинга путем обмена акциями с банками-участниками).Стимулирование
открытия филиалов крупных банков или превращение в них местных кредитных
организаций опасно продолжением перелива в финансовые центры и без того
скудных ресурсов регионов. В то же время управление кредитными вложениями в
мелкий бизнес и сельскохозяйственное производство более эффективно на
уровне самостоятельно хозяйствующего субъекта, а не через филиалы. На рынке
МБК таких регионов нетто-кредиторами видится крупные банки (в первую
очередь Сбербанк РФ), которые имеют достаточные возможности подкреплять ликвидность
местных кредитных организаций средствами относительно ресурсоизбыточных
регионов, в первую очередь ,финансовых центров.
При этом в
регионах второй и третьей группы должно поддерживаться оптимальное
количество кредитных организаций для сохранения конкурсной сферы и
обеспечения клиентов основными банковскими услугами.В целях
оптимизации структуры банковской системы целесообразно ввести в практику
дифференцированный подход к применению мер регулирования кредитных
организаций, индивидуальный подход к использованию отдельных
инструментов управления ликвидностью в зависимости от эффективности
деятельности кредитного учреждения для системы в целом(например, при
возникновении проблем с ликвидностью, нарушениях нормативов, а также при
обращениях Банка России за расширением лицензии или
предоставлением кредита).Необходимо определить меры поддержки
перспективных для укрепления банковской системы кредитных организаций. В
необходимых случаях возможно участие Банка России в процессах
концентрации банковских капиталов. При принятии решений в области
надзора в критических ситуациях необходимо использовать интересы
местных властей в поддержании стабильности в сфере финансов.
3.2.3 Основные
направления совершенствования нормативной базы
банковского надзора
Активизация
надзора и создание адекватной системы ранней диагностики в банках
предполагает совершенствование всех аспектов надзорной деятельности.
Прежде всего
необходимо решительно обеспечивать достоверность информации,
предоставляемой кредитными организациями в Банк России.
К числу
грубых нарушений, по отношению к которым необходимо применять весь
состав мер воздействия вплоть до отзыва лицензии, можно отнести:
а) сознательное
искажение отчетности;
б) занижение налоговой
базы и базы отчислений в фонд обязательных резервов.
Надзор за
руководителями банков (филиалов) должен опираться на изменение
законодательно установленных требований к их квалификации и стажу работы в
банковской системе в сторону усиления. Руководитель кредитной организации
(помимо экономического или юридического образования) должен иметь опыт
работы руководителем подразделения кредитной организации, связанного
с осуществлением банковских операций, не менее трех лет и
положительную репутацию в сфере банковского бизнеса. Необходимо
узаконить возможность Центрального банка РФ дать немотивированный отказ в
согласовании кандидатуры в случаях, когда имеется проверенная
информация о недобросовестной коммерческой репутации кандидата или связи с
криминальными сферами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|