рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Банковский надзор (международный опыт) рефераты


2.2.4 Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов

Завершающий этап  надзора  за банками - контроль за соблюдением    ими в строго определенные  сроки  предписаний  органов  надзора  по   устранению обнаруженных недостатков.

Набор неофициальных и официальных мер воздействия на  банки  во    всех  странах  достаточно  широк. К  неофициальным мерам воздействия    относятся:

·        гарантийное письмо  неблагополучного  банка надзорному органу с  признанием  конкретных  недостатков  и  определением   способа   их   устранения;

·        письменное соглашение  между  органом  надзора  и   банком об    исправлении   выявленных   существенных   негативных  аспектов  его деятельности.

Официальные меры воздействия включают в себя:

·        предупреждение;

·        директивы  по устранению недостатков; 

·        штрафные санкции;

·        приказ о снятии с должности руководителя банка; 

·        передача банка   под   опеку  надзорного  органа;  организацию  слияния  или    поглощения;  лишение лицензии на  проведение  банковских  операций;

·        ликвидацию кредитного учреждения.

Ликвидация кредитного учреждения используется как крайняя мера,    поскольку это затрагивает  непосредственные  интересы  вкладчиков. В целях  защиты  их интересов во многих странах организованна система    страхования депозитов.

В США,  Канаде, Великобритании, Италии, Японии подобные системы    находятся под государственным контролем.  Коммерческие  банки  США,     Канады,  Японии  выплачивают  ежегодные  взносы  в фонд страхования   депозитов.

В Великобритании  создан  Фонд защиты депозитов,  в который все    коммерческие банки вносят средства пропорционально  величине  своих  депозитов  в  фунтах  стерлингов.  При  банкротстве банка вкладчики  Фонда получают компенсацию в размере, не превышающем 15 тыс.ф.ст. на 1 вкладчика.

В Италии банки не  делают  ежегодных  регулярных  отчислений  в    Межбанковский  фонд  страхования  депозитов,  но вносят средства на    покрытие расходов  по  выплате  компенсаций  клиентам  разорившихся    кредитного учреждения.

В Нидерландах   компенсацию    кредиторам    при    банкротстве    банковского  учреждения выплачивает центральный банк.  Коммерческие    банки покрывают его расходы единоразовыми взносами  пропорционально    величине  активов  каждого  из  них. В  США  Федеральная  корпорация    страхования  депозитов  выплачивает  компенсацию  в  пределах 100    тыс.долл.  на  1  вкладчика. Максимальные  ежегодные  отчисления для банка - члена Корпорации в страховой  фонд  установлены  в  размере 0,325% от общей суммы депозитов.

Располагая достаточно широким  диапазоном  мер  воздействия  на    банки,   органы   надзора   предпочитают   поддерживать  постоянные    неофициальные контакты с  банками  для  регулярного  обсуждения  их    планов, общих направлений их деятельности,  возникающих затруднений.    Такие  контакты  создают  для  банков  возможность  по  собственной    инициативе информировать органы надзора о своих проблемах.

Глава 3. Банковский надзор в России

Часть 1. Правовые основы банковского надзора в России

Правовые основы организации надзора и контроля определены:

а) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от 02.12.90 N 394-1 (ред.  от 20.06.96) "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)" в статье 4 пункта  7  читаем:"    Банк  России  выполняет  следующие  функции:

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.

В статье 6, так же указанно: Банк России по вопросам, отнесенным к   его   компетенции   настоящим  Федеральным  законом  и  другими    федеральными законами,  издает нормативные акты,  обязательные  для    федеральных органов государственной власти, органов государственной    власти  субъектов   Российской   Федерации   и   органов   местного    самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты  Банка России,  непосредственно затрагивающие    права,   свободы   или   обязанности    граждан,    должны    быть    зарегистрированы  в  Министерстве  юстиции  Российской Федерации в    порядке,   установленном   для   регистрации   актов   федеральных    министерств и ведомств.

Проекты федеральных   законов,   а   также  нормативных  актов    федеральных органов исполнительной власти,  касающихся  выполнения    Банком  России  своих  функций,  направляются  на заключение Банка    России.

В главе  X. "Банковское  регулирование  и  надзор" в  статье 55 сказано, что: " Банк   России    является    органом    банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Банк России  осуществляет  постоянный  надзор  за   соблюдением    кредитными организациями банковского законодательства,  нормативных    актов Банка России,  в  частности  установленных  ими  обязательных    нормативов  ПРИКАЗ ЦБ РФ от 30.01.96 N 02-23 (ред.  от 20.08.96) "О    ВВЕДЕНИИ  В  ДЕЙСТВИЕ  ИНСТРУКЦИИ  N  1  "О  ПОРЯДКЕ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ N 1).

Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание    стабильности банковской системы,  защита  интересов  вкладчиков  и    кредиторов.  Банк России не вмешивается в оперативную деятельность    кредитных организаций,  за  исключением  случаев,  предусмотренных    федеральными законами.

Надзорные и регулирующие функции Банка  России,  установленные    настоящим    Федеральным    законом,   могут   осуществляться   им    непосредственно или через создаваемый при  нем  орган  банковского    надзора.  Решение  о  создании  данного органа принимается Советом    директоров."

В статье 74 выше названного Закона  подчеркивается, что: Для    осуществления   своих  функций  в  области  банковского  надзора  и    регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов,  направляет им обязательные для исполнения предписания    об устранении выявленных в их деятельности  нарушений  и  применяет    предусмотренные  настоящим Федеральным законом санкции по отношению    к нарушителям.

Проверки могут    осуществляться    уполномоченными    Советом    директоров  представителями  Банка  России  и  по  его поручению -    удиторскими фирмами".

б) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от 02.12.90 N 395-1 (ред.  от 03.02.96) "О  БАНКАХ  И  БАНКОВСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в главе VII."Бухгалтерский    учет в кредитных организациях и  надзор  за  их  деятельностью",  в статье   41   говорится,что:" Надзор  за  деятельностью  кредитной организации  осуществляется  Банком   России   в   соответствии   с федеральными законами.

В статье 19 выше названного Закона указаны меры  Банка  России,    применяемые  им  в  порядке  надзора  в  случае нарушения кредитной    организацией федеральных законов и нормативных актов Банка  России.

"В  случае  нарушения  федеральных  законов,  нормативных  актов  и    предписаний   Банка   России,   устанавливаемых   им   обязательных    нормативов,  непредставления информации, представления неполной или    недостоверной информации,  а также совершения  действий,  создающих    реальную  угрозу  интересам  вкладчиков  и кредиторов,  Банк России  имеет право в порядке надзора  применять  к  кредитной  организации меры,   установленные  Федеральным  законом  "О  Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)" в статье 75:"  требовать  от кредитной  организации устранения выявленных нарушений,  взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от  размера  минимального уставного  капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае  невыполнения  в  установленный  Банком  России  срок    предписаний об устранении нарушений,  а также в случае,  если  эти    нарушения  или совершаемые кредитной организацией операции создали    реальную угрозу интересам  кредиторов  (вкладчиков),  Банк  России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф  до  1  процента  от размера оплаченного уставного капитала,  но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

а) осуществления   мероприятий  по  финансовому   оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

б) замены руководителей кредитной организации;

в) реорганизации кредитной организации;

3) изменить для кредитной организации  обязательные  нормативы на срок до шести месяцев;

4) ввести  запрет  на  осуществление  кредитной   организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года,  а также на открытие филиалов на  срок  до одного года;

5) назначить временную администрацию по  управлению  кредитной  организацией на срок до 18 месяцев;

6) отозвать лицензию на осуществление  банковских  операций  в    порядке, предусмотренном федеральными законами."



Часть 2 Проблемы и перспективы банковского надзора

3.2.1 Требования к совершенствованию банковского надзора в России

Анализ задач надзорной деятельности в банковской сфере приводит к формулированию следующих  концептуальных  требований,  выполнение   которых  видится необходимым для стабилизации кредитной системы. Как    будет  ясно  из  последующего   изложения,   указанные   требования    находятся в тесной взаимосвязи.

Во-первых, поскольку  приоритетной   целью   надзора   является    поддержание  кредитной системы,  его главной задачей должны быть не    поиск и наказание "провинившихся" банков,  а создание  условий  для более эффективного функционирования банковской системы.

 Во-вторых, это  необходимость  активизации   надзора,   которая    включает  в  себя  ряд  аспектов. Важнейшим  условием и одновременно    составным элементом его реализации  является  повышение  открытости    ситуации  в  банковской сфере в целом и в конкретных банках как для   Центрального   банка,   так   и   для   кредиторов    и    клиентов    банков. Повышение открытости базируется на совершенствовании системы учета и  отчетности  в  коммерческих  банках  и  приближении  ее  к требованиям, вытекающим из опыта международной банковской практики, что позволит повысить эффективность  и  результативность  надзорной деятельности. С    другой    стороны,   открытость    предполагает неукоснительное соблюдение банками требований Центрального банка  в сфере учета и отчетности.

В-третьих, надзор  должен  быть  ориентирован  на  два   уровня анализа  и состояния банковской системы в целом. При этом открытость является   важным   фактором   совершенствования    диагностической компоненты   банковского   надзора. Другим   ее  фактором  выступает совершенствование методики оценки состояния дел в банках. В-четвертых, требование реструктуризации балансов банков. Данное требование  непосредственно  относится  к  оптимизации  балансов  и организационно-технологической схемы деятельности банков. Под реструктуризацией   балансов   понимается   снижение   доли низколиквидных и неликвидных активов, создание достаточных резервов на  списание  плохих  кредитов. При  этом  необходимо  предусмотреть  возможность  банков  самостоятельно  списывать  такие ссуды за счет резервов при контроле со  стороны  налоговых  служб  и  аудиторских    фирм. В ресурсной базе банков необходимо проводить политику снижения    доли "горячих" денег: средств населения, бюджета.

Под оптимизацией  организационной  структуры  банков понимается    централизация информационных потоков многофилиальных  банков  через    компьютерную  сеть  и получение информации о работе территориальных    подразделений  в  режиме  реального  времени, а  также   техническое    переоснащение   банков, снижение  расходов  в  связи  с  сокращением    численности низкоквалифицированного персонала (кассиров и пр.).

          Одновременно требование реструктуризации включает необходимость    санирования отдельных крупных банков. Все эти  аспекты  предполагают    дополнительные  усилия  Банка России как с позиций оценки состояния    дел в банках,  так и  с  точки  зрения  консультирования  и  выдачи    соответствующих  рекомендаций. Указанная  работа  должна проводиться  совместно с Всемирным банком и ЕБРР в рамках международных проектов    рестуктуризации российских банков.

Нуждается в   разработке   также   Концепция   реструктуризации    ресурсных   потоков   в  кредитной  сфере  и  формирование  системы    перераспределения средств,при которой крупные (полугосударственные)    банки  кредитуют "частные" банки,  которые принимают основные риски    кредитования мелких и средних заемщиков.


3.2.2 Развитие банковской системы (оптимизация структуры)

Развитие структуры банковской системы целесообразно проводить в    русле  перспективных  сдвигов  в структуре экономики. Неоднородность    экономики России проявляется как в  межрегиональных  диспропорциях, так  и  с  точки  зрения  различий  финансового состояния отдельных   отраслей. Соответственно   перспективная   устойчивость   банковской системы должна базироваться на тенденциях хозяйственного развития.

В стуктуре  российской  экономики  можно  выделить  три  группы    регионов.

Центры деловой    активности    с    диверсифицированной   по    отраслевому признаку  структурой  коммерческой  деятельности. В  них    должны       преобладать      крупные      (оптовые)      кредитные    организации, финансирующие   ключевые   для   российской   экономики    предприятия, федеральный   бюджет,  организующие   межбанковский   и валютный рынок. Такие структуры должны функционировать  под  жестким контролем  государства  как  в  форме участия в собственности, так и через повышенное внимание  надзорного  органа. Розничные  и  средние банки    нацеливаются    на    обслуживание   местных   предприятий соответствующего    масштаба. Проводится    политика     ограничения количества   филиалов   кредитных   организаций, которая  связана  с достаточной  для   поддержания   конкурентной   среды   численности банковских  учреждений  одновременно с повышенным риском управления банков,  имеющих филиалы. Для розничных банковских  услуг  кредитные организации  открывают отделения, действующие под жестким внутренним  контролем. Работа   филиалов   экономически   целесообразна   только применительно  к  крупным  банкам  других  регионов для операций на валютном и межбанковских рынках.

Регионы, где  преобладает  крупное  промышленное производство    федерального  значения. В  банковской  системе   должна   сочетаться    деятельность филиалов крупных банков финансовых центров с мелкими и  средними   региональными   кредитными    организациями. Формирование    местных   крупных   банков   представляется  нежелательным  в  силу    ограниченных  возможностей  по  диверсификации  активов. Кредитовать    промышленные  гиганты  целесообразно через крупные банки финансовых    центров(или их филиалы).

В регионах, где  доминирует мелкий бизнес и    сельскохозяйственное  производство, представляется  возможным делать ставку  на  местные  частные  банки  и  концетрацию   капиталов. При укрупнении   кредитных   организаций   на   местном   уровне  можно использовать различные схемы, в том числе не  предполагающие  полную потерю  самостоятельности  банков (например, создание холдинга путем обмена  акциями  с   банками-участниками).Стимулирование   открытия филиалов  крупных  банков  или  превращение в них местных кредитных организаций опасно продолжением перелива в финансовые центры и  без того  скудных ресурсов регионов. В то же время управление кредитными вложениями в  мелкий  бизнес  и  сельскохозяйственное  производство более эффективно на уровне самостоятельно хозяйствующего субъекта, а не через филиалы. На  рынке  МБК  таких  регионов  нетто-кредиторами  видится  крупные банки (в первую очередь Сбербанк РФ), которые имеют  достаточные возможности подкреплять  ликвидность  местных  кредитных организаций  средствами  относительно  ресурсоизбыточных регионов, в первую очередь ,финансовых центров.

При этом   в   регионах   второй   и   третьей   группы  должно    поддерживаться оптимальное  количество  кредитных  организаций  для    сохранения   конкурсной  сферы  и  обеспечения  клиентов  основными    банковскими  услугами.В  целях  оптимизации  структуры   банковской    системы целесообразно ввести в практику дифференцированный подход к    применению мер регулирования кредитных организаций,  индивидуальный    подход    к   использованию   отдельных   инструментов   управления    ликвидностью в зависимости от эффективности деятельности кредитного    учреждения для системы в целом(например,  при возникновении проблем с ликвидностью, нарушениях нормативов, а также при обращениях Банка    России     за     расширением    лицензии    или    предоставлением    кредита).Необходимо определить  меры  поддержки  перспективных  для    укрепления  банковской  системы кредитных организаций. В необходимых    случаях возможно участие  Банка  России  в  процессах  концентрации    банковских  капиталов. При  принятии  решений  в  области  надзора в    критических  ситуациях  необходимо  использовать  интересы  местных    властей в поддержании стабильности в сфере финансов.


3.2.3 Основные  направления  совершенствования  нормативной                          базы банковского надзора

Активизация надзора  и  создание  адекватной   системы   ранней    диагностики  в  банках предполагает совершенствование всех аспектов    надзорной деятельности.

Прежде всего  необходимо  решительно обеспечивать достоверность    информации, предоставляемой кредитными организациями в Банк России.

К  числу  грубых  нарушений,  по  отношению  к  которым  необходимо     применять весь состав мер воздействия вплоть  до  отзыва  лицензии,    можно отнести:

а) сознательное искажение отчетности;

б) занижение  налоговой  базы  и   базы   отчислений   в   фонд обязательных  резервов.

Надзор за руководителями банков (филиалов) должен опираться  на    изменение законодательно установленных требований к их квалификации    и стажу работы в банковской системе в сторону усиления. Руководитель    кредитной   организации  (помимо  экономического  или  юридического    образования) должен иметь опыт работы  руководителем  подразделения    кредитной   организации, связанного   с   осуществлением  банковских    операций, не менее  трех  лет  и  положительную  репутацию  в  сфере    банковского  бизнеса. Необходимо  узаконить возможность Центрального    банка РФ дать немотивированный отказ в согласовании  кандидатуры  в    случаях,  когда  имеется  проверенная информация о недобросовестной    коммерческой репутации кандидата или связи с криминальными сферами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5