рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Банковские услуги рефераты


СВОЙСТВА БАНКОВСКИХ УСЛУГ:

·        не могут быть произведены про запас,

·        носят производительный характер,

·        объектом банковских услуг выступает капитал,

·        охватывают активные и пассивные операции,

·        не являются монополией только банка,

·        могут относиться к небанковским операциям.

Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. И это по­нятно, так как банки работали в условиям централизованной распре­делительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденны­ми осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. К сожалению, сразу освоить все эти услуги не могут. Прош­ло не так мало времени, банки еще не накопили достаточного опыта. Ряд операций не получает развития из-за сильной инфляции недоста­точности современных средств связи. Нельзя не учитывать и того, что банки еще не обладают необходимыми знаниями о новейших услу­гах, им еще предстоит обучить свой персонал технике их предостав­ления.

Постепенно, однако, новейшие технологии новые операции ста­новятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских опера­ций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики намети­лась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.

Комплексное банковское обслуживание может, однако, прийти не сразу. Для этого банкам предстоит решить ряд проблем, которые бы­ли упомянуты выше. Важно, чтобы банки правильно определили свое место на рынке, оценили свои финансовые, кадровые и производ­ственные возможности. Иногда не обязательно стремиться к предос­тавлению всего набора услуг. Напротив, для того или иного банка окажется более рациональным сконцентрированным на каких-то опре­деленных операциях. Специализация банка на их выполнении может оказаться для него более эффективным направлением развития, поз­волит сократить затраты на проведение операций и, в конечном сче­те, увеличить их доходность.

2.       ТРАДИЦИОННЫЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ:

          а)  ОПЕРАЦИИ БАНКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ СРЕДСТВ В ДЕПОЗИТЫ.

1.  Пассивные операции банков.

Коммерческие банки выполняют различные операции по обслужи­ванию своих клиентов. Все операции коммерческих банков обычно де­лят на три группы:

1. пассивные операции - это операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. К ним относятся: привлечение на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц, открытие срочных сче­тов граждан, предприятий, организаций, выпуск ценных бумаг, зай­мы, полученные из других банков и т.д.

2. активные операции - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, со­циальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций, предоставление потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное фи­нансирование и кредитование, долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий, займы, предоставляемые другим банкам.

3. активно-пассивные операции банков - комиссионные, посред­нические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию. Различают комиссионно-расчетные операции, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, а также торгово-комиссионные или продажа банкам по по­ручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и т.д.

Для коммерческих банков вклады - главный вид пассивов, а, следовательно, и важный ресурс для проведения активных кредитных операций. За счет заемных средств, например, формируется почти 93 общей суммы активов коммерческих банков США. От характера, депози­тов зависят виды ссудных операций, а соответственно, и размеры до­ходов банков.


Сбережения населения составляют отдельную группу ресурсов банков. Общая основа оседания денег у населения  как сбережений заключается в том что, распоряжаясь своими доходами, граждане соответственно потребностям могут отсрочить расходование денег на какой-либо промежуток времени. Принадлежащая населению масса стоимости, пока она не превратилась из денежной Формы в предме­ты личного потребления остается временно в распоряжении банка. Возврат этих средств, предоставляемых населением в качестве кре­дита государству или банку, происходит, по мере того как граждане используют свои денежные средства на покупку товаров и оплату ус­луг. Параллельно с использованием денежных сбережений одними гражданами образуются новые сбережения другими. Поэтому общая сумма денежных средств населения, которой могут распоряжаться банки в качестве кредитного ресурса, не только не уменьшаются, но и как правило, систематически возрастает.

В зависимости от срока помещения средств во вклады в банки депозиты делятся на вклады до востребования и срочные вклады, раз­ностью которые являются сберегательные вклады. Вклады до востре­бования могут быть изъяты в любое время без предварительного уве­домления банка клиентом, проценты по ним не выплачиваются, по клиентам они выгодны, поскольку позволяют производить расчеты с помощью чеков в любое время с юридическими и физическими лицами без использования наличных денег.

В отличие от вкладов до востребования срочные и сберега­тельные вклады помещают в банки на определенный срок и приносят доход вкладчикам, обычно зависящий от длительности хранения средств на банковских счетах. Срочные вклады могут быть изъяты только в соответствии со сроком хранения, в противном случае клиент лишается повышенных процентов или уплачивает банку штраф. Такие вклады банку выгодны, поскольку, используя депозиты вкладчи­ков в качестве ресурса, он может более свободно маневрировать ими, чем средствами во вкладах до востребования.

В момент открытия счета в учреждении Сбербанка между послед­ним и вкладчиком возникают правовые отношения, которые прекра­щаются лишь после полного возврата суммы вклады и закрытия счета. Отношения эти оформляются договором на организация сбережений то­го или иного клиента в форме вклада на сберегательный счет, открытый в банке. В качестве сторон такого договора выступают, с одной стороны, сам вкладчик (доверитель) и банк (заемщик). Вкладчик делает соответствующий взнос на сберегательный счет, откры­тый в банке, а последний обязуется сохранить вверенную ему сумму денежный средств, предоставив их в любое время в распоряжение вкладчика, а также выплачивать по вкладу установленный доход.


Действующий порядок определяет содержание и форму документа, устанавливающего факт внесения вклада. Им является сберегательная книжка. Таким образом, сберегательная книжка представляет собой документ, выдаваемый учреждением Сбербанка вкладчику, в подтверждении внесенной им во вклад суммы. В ней последовательно отра­жаются записи приходных и расходных операций по вкладу. После каждой операции выводится новый остаток вклада.


Для оформления операций по вкладам применяются: лицевой счет, сберегательная книжка, контрольный лист, расчетная и чековая книжки, алфавитная карточка, операционный дневник, квитанции, приходно-кассовые ордера, поручение вкладчика на списание суммы, извещение последующему контролю, заявление о переводе вклада, реестр для записи заявлений, книга регистрации утраченных сбер­книжек.

Для нашей страны в условиях общей экономической неста­бильности, инфляции, огромного бюджетного дефицита создание мно­жества банков, реорганизация банковской системы и т.д. со всей остротой встает вопрос страхования банковской деятельности, обес­печение интересов клиентов банков. Современные приемы и методы страхования работы банков, использование гарантий, поручительств не всегда могут быть реализованы в полном объеме, в связи, с чем возникает вопрос необходимости серьезного изучения передового за­рубежного опыта и внедрение наиболее ценного в банковскую практи­ку.


Надежность коммерческих банков является одним из решающих элементом их деятельности. Одной из важных мер по обеспечению на­дежности является страхование депозитов, которое применяется во всех странах с высокоразвитыми банковскими системами. Наиболее значимый государственный институт, предоставляющий подобного ро­да услуги - это Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), которая страхует каждого вкладчика коммерческого банка или ссудно-сберегательной ассоциации. Все коммерческие банки и сберегательные институты за редким исключением делают взносы в ФКСД. За счет этих средств и осуществляется выплаты вкладчикам обанкротившихся банков.


В настоящее время значение ФКСД заключается в том, что эта организация придает уверенность вкладчикам в стабильности банков­ской системы и устраняет возможность цепочки банковских бан­кротств, что в свою очередь, могло бы негативно сказаться на сос­тоянии денежного обращения, в частности вызвав неконтролируемые колебания массы денег в обращении.

Система ФКСД охватывает вклады 98 банков, которым принадле­жит 99,5 всех активов, т.е. практически все банки работают с зас­трахованными депозитами. ФКСД не только страхует депозиты, но и осуществляет регулирование деятельности банков.

В случае банкротства банка ФКСД применяет четыре способа за­щиты интересов вкладчиков:

1.     компенсирует вклады путем проведения банкротства банка,

2.     проводит реорганизацию банка путем слияния с другим банком,

3.     открывает новый банк взамен ликвидируемого на период 2-х лет, если в данном районе нет другого банка,

4.     оказывает помощь банку в сохранении его положения путем предоставления ссуды, покупки активов или размещения вкладов в этом банке.

ФКСД существует в США, а также в некоторых других странах, но учитывая важное значение проблемы страхования депозитов для деятельности банков в условиях экономической нестабильности, це­лесообразно создать в Кыргызстане Корпорацию страхования депози­тов, ресурсы которой должны формироваться за счет взносов коммер­ческих банков и доходов от размещения средств, поступающих в фонд страхования депозитов. Важнейшими функциями Корпорации страхова­ния депозитов должны стать не только компенсации потерь вкладчиков, но также регулирование деятельности банков и контроль за операциями, связанными с депозитными вкладами, в пределах компе­тенции, определенной совместно с Центральным банком Кыргызстана.


ПРОЦЕНТНАЯ  ПОЛИТИКА ПО ДЕПОЗИТАМ. В основе процентной поли­тики коммерческого банка лежит использование определенной  эконо­мической категории - процента.

Количественным определением процента является его ставка, или норма, которая представляет собой отношение суммы денежный средств, уплачиваемых в виде процента, к сумме средств, отданных в суду.


Процент, выплачиваемый по вкладам, выполняет  функцию пере­распределения, им можно регулировать структуру вкладов  и  приток денежных средств в те или иные формы  вложений  разного  целевого назначения в соответствии со спросом на кредитные ресурсы.

В настоящее время на национальных и  международных  финансо­вых рынках существует определенная дифференциация процентных ста­вок. Ставки различаются в зависимости от сроков и размеров ссуд и депозитов их обеспеченности, вида,  формы  кредитования,  степени кредитного, процентного, валютного  и  прочих  рисков,  категории клиента, своевременности и полноты выполнения клиентом своих обя­зательств и т.д.

Различается несколько групп однородных  ставок,  характерных для отдельных секторов финансового рынка:

1. ставки денежного рынка,  используемые  при  краткосрочных ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами  (в том числе государственными), - официальная учетная ставка,  ставка  по казначейским векселям, векселям финансовых компаний,  краткосроч­ным межбанковским ссудам.

2. ставки рынка ценных бумаг - преимущественно ставки доход­ности разнообразных облигаций в момент их  эмиссии  и  в  послед­ствии на вторичном рынке,

3. ставки по операциям банков и других кредитных  институтов с небанковскими заемщиками и кредиторами, связанные с  предостав­лением и привлечением средств.

Практическое применение процента находит  свое  выражение  в проведении процентной политики.


Соотношение спроса и предложения на рынке  банковских  услуг влияет на процентные ставки также, как и на  цены  товаров,  если предложение превышает спрос - ставки снижаются, если спрос превы­шает предложение - растут. В последние годы происходит выравнива­ние спроса и предложения на кредитном  рынке,  что  не  замедлило сказаться на уровне процентных ставок. Они начали плавное  сниже­ние.

Другим важным фактором, влияющим на уровень процентных ста­вок, является уровень инфляции. При усилении инфляции ставки рас­тут, в связи с этим в банковской практике различают номинальные процентные ставки и реальные (скорректированные с учетом уровни инфляции).

На уровень процентных ставок существенное влияние оказывает также срок и размер предоставления привлечения ресурсов, степень надежности клиента, риска, вид банковской операции и т.д.

Степень надежности клиента, его платежеспособность также от­ражаются на размере процентных ставок.

На уровень процентных ставок отражается также степень риска проекта: чем она выше, тем выше устанавливаемая процентная ставка.

Таким образом, следует отметить, что в банковской практике различают общие и частные факторы, влияющие на выбор определен­ной ставки и ее уровень. Общие факторы определяют равные для всех банков условия, носят объективный характер и не зависят от дея­тельности конкретного банка. Общие факторы в свою очередь можно подразделить на общеэкономические, действие которых обусловлено экономической ситуацией в стране, процессами, происходящими в различных ее сферах, и факторы, обусловленные непосредственно состоянием финансово-кредитного сектора экономики. Частные факто­ры определяются условиями функционирования конкретного банка и оказывают влияние на его уровень ставки банковского процента: вид и размер банка, его местоположение, состав клиентов и другие об­стоятельства, имеющие действительно индивидуальную природу. Кро­ме того, на уровень процентных ставок на национальном рынке мо­гут оказывать влияние исторически сложившиеся привычки и тради­ции в этой стране, оценка банками и их клиентами перспектив раз­вития и другие.

Учитывая влияние вышеназванных факторов, банк самостоя­тельно определяет уровень процентных ставок таким образом, чтобы он обеспечивал высокую рентабельность его работы и конкурентно способность на рынке банковских услуг.

Под воздействием вышеназванных факторов формировалась процентная политика банков последних лет.

Рост ставок не может быть безграничным, т. к. существует определенный предел - так называемая верхняя граница ссудного про­цента. С позиции банка-заемщика ее определяют реальные финансовые возможности коммерческого банка. С точки зрения клиен­тов-заемщиков ее определяет средняя рентабельность предприятий и доходы или сбережения индивидуальных клиентов.

В нашей стране в современных условиях система коммерческих банков находится еще на стадии Формирования, а круг выполняемых ими операций и услуг достаточно ограничен.

Очевидно, что по мере дальнейшего развития коммерческих бан­ков ситуация будет меняться и с освоением новых операций появят­ся статьи новых доходов.

б).  БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПО КРЕДИТОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАЕМЩИКОВ.  

1. Общая характеристика кредитного процесса при кредитова­нии         частных лиц.

Активными операциями называются операции банков по размеще­нию имеющихся в их распоряжении ресурсов. Важнейшими активными операциями банков являются операции по кредитованию предприятий, организаций и частных лиц.

В настоящее время банковские ссуды классифицируются по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использо­вания, объектом кредитования, объему и т. д.

По типу заемщика ссуды можно сгруппировать следующим обра­зом: ссуды государственным предприятиям, акционерным обществам, кооперативам, МП, СП, частным лицам.

По видам обеспечения ссуды подразделяются на обеспеченные и необеспеченные или бланковые. Обеспечением ссуд могут выступать: залог, гарантии, поручительства, страхование. В качестве их могут выступать различные виды активов.

Главная причина, по которой банк требует обеспечения, - риск понести убытки в случае не желания или неспособности заемщика по­гасить ссуду в срок и полностью.


Если клиент не имеет достаточного обеспечения или спраши­вает ссуду на операцию, имеющую повышенную степень риска, банк рассматривает вопрос о целесообразности выдачи кредита при стра­ховании его в страховых организациях. Эта операция носит назва­ние "страхование риска не погашения кредита". Ее проводит страхо­вое общество, получая определенный процент от суммы кредитного договора.


Обеспечение кредита, его страхование уменьшают риск не пога­шения кредита. Вместе с тем, для кредитного работника предпочти­тельнее, чтобы ссуда возмещалась за счет дохода заемщика.

Классификацию ссуд можно продолжить в зависимости от сроков их погашения. По срокам погашения ссуды делятся на  краткосрочные и долгосрочные. К первой группе относятся обычно  ссуды,  предос­тавляемые сроком до 1 года. Для коммерческих банков нашей  страны  в современных условиях это наиболее предпочтительный вид ссуд.   

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7