Банковские операции: состояние и перспективы развития
p> Инвестиционными операциями банков считаются операции с ценными
бумагами третьих лиц по их купле-продаже, причем покупки банком
собственных акций могут рассматриваться как квазиинвестиции, поскольку
присутствует только один из характерных признаков - факт сложения
средств, так как обычно дивиденды по акциям, находящимся в собственности
акционерного общества, не начисляются. В качестве другого вида
квазиинвестиционных операций выступают те операции, в которых банк
является эмитентом ценных бумаг. В этом случае присутствует также только
один из характерных признаков - наличие прибыли как результата данных
операций, а факт вложения средств осуществляется тем, кто покупает
ценные бумаги, выпущенные банком. В зависимости от характера осуществления все инвестиционные операции с
ценными бумагами подразделяются на добровольные и принудительные
(обязательные). К последним, например, относятся операции с
государственными ценными бумагами, когда от покупки ценных бумаг банк
уклониться не имеет права. Среди добровольных инвестиций можно условно
выделить активные и пассивные. Активные инвестиционные операции
направлены на быстрое извлечение прибыли от изменения курса ценных бумаг и
носят спекулятивный характер, пассивные - наоборот, ориентированы на
длительные сроки хранения ценных бумаг в целях получения доходов от
процентов по ним. Все инвестиционные банковские операции также классифицируются как
собственные (проводимые за счет банка) и клиентские (доверительные),
осуществляемые за счет средств и по поручению клиентов. Для стратегического и тактического управления всеми указанными
видами инвестиционных операций банков фондовым (инвестиционным) отделом
разрабатываются основные направления инвестиционной политики, выносимые на
рассмотрение и утверждение правления банка. Разработанный банком документ об основных направлениях инвестиционной
политики должен включать следующие разделы и положения: . основные цели инвестиционной политики (ориентацию на активные либо пассивные инвестиции); . определение лимитов (доли) квазиинвестиционных операций в активе и пассиве баланса; . ответственность руководителей и ответственных исполнителей за качество инвестиционных операций; . примерный состав и структура инвестиций; . приемлемый уровень качества и сроки погашения ценных бумаг; . основные требования к диверсификации структуры портфеля инвестиций - механизм корректировки состава портфеля; порядок доставки и хранения: механизм страхования; расчет потенциальных прибылей и убытков; разработка компьютерного обеспечения. Центральный банк может устанавливать требования в отношении качества
обязательств, сроков погашения, степени диверсификации, ликвидности и
доходности ценных бумаг в инвестиционном портфеле банка, которые тоже
должны найти отражение в указанном выше документе. В нем также уточняется
перечень услуг банков по инвестиционному обслуживанию. В том числе: . участие в эмиссионно-учредительской деятельности клиента; . оказание консультаций по соответствующему кругу вопросов; . согласование юридических вопросов при заключении сделок; . гарантирование размещения ценных бумаг; . выдача обязательства купить весь выпуск ценных бумаг, если на него не подпишутся инвесторы; . размещение ценных бумаг, во-первых, путем покупки ценных бумаг по более низкой цене и продажи их клиентам по номиналу; во-вторых, путем покупки акций учредителей и организации подписки собственными силами по более высокой цене; . проведение доверительных (трастовых) операций; . ведение переговоров, представительство. Соответственно доходы банков от инвестиционных операций складываются из
процентов по ценным бумагам, увеличения их курсовой стоимости;
комиссионных; спреда (разницы между ценой покупки и продажи). 2.2. Платежная карта является инструментом в системе финансовых
расчетов. Любая платежная система состоит из участников и взаимоотношений
между ними. Обязательные участники платежной системы следующие: . Организация-эмитент карточек; . Держатель карточки (физическое или юридическое лицо); . Организация, обслуживающая карточки, т.е. принимающая по ним платеж, выдающая деньги или производящая другие виды расчетов. Организация-эмитент может одновременно являться обслуживающей
организацией. Системы безналичных расчетов могут иметь одного или несколько
эмитентов. В большинстве систем карточка привязывается к счету держателя
карты, причем к одному счету может быть привязано несколько карточек, и она
является инструментом для его использования. В случаях такого рода
необходимо ведение счетов держателей карт, что показывает необходимость
появления еще одного участника – расчетного центра. В функции расчетного
центра входит отслеживание состояния карточных счетов, выдача разрешений на
совершение платежных операций в зависимости от состояния счета, выдача
финансовых сообщений участникам системы для проведения расчетов между
собой. В зависимости от схемы построения платежной системы, эмитентом может
быть банк, финансовая компания, нефтяная компания (имеющая сеть заправочных
станций) и т.д. Следовательно, в зависимости от размеров и целей построения
конкретной системы, карточка будет использоваться внутри системы для оплаты
товаров или услуг и получения наличных денег в обслуживающих организациях
платежной системы. Если клиент решил закрыть карту, возможен возврат ему той
предоплаченной им суммы, на которую им не были приобретены товары или
услуги компании, в виде наличных или безналичного перевода на его
банковский счет. Распространение получили и системы безналичных платежей в сети
магазинов одной торговой фирмы. В качестве российского примера можно
сослаться на пластиковые карточки торговой фирмы «Родити», которая
выпускала три вида карт: «белая» - расчетная, по которой можно было приобрести товар на ту
сумму, которая была предварительно внесена в кассу компании; «серебряная» – дисконтная, т.е. при предъявление которой покупатель
может приобрести любой товар со скидкой в размере 5%; «золотая» – карта, которая совмещает в себе особенности «белой» и
«серебряной» карт с дополнительным начислением процентов на внесенную
сумму. Выпуск банковских карт и осуществление по ним расчетов в настоящее
момент регулируется Положением Ц РФ от 9 апреля 1998 года «о порядке
эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов
по операциям, совершаемым с их использованием». Первый абзац текста
Положения довольно четко определяет значимость данного документа и звучит
следующим образом: «Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации, Федеральными законами «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», на
основании Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном
контроле», нормативных актов Банка России и устанавливает требования Банка
России к кредитным организациям по эмиссии последними банковских карт,
правилами осуществления расчетов и порядок учета кредитными организациями
операций, совершаемых с использованием банковских карт».[20] Это Положение определяет функции кредитных организаций, участвующих в
платежных системах, определяет валюту совершения операций, виды карт, общие
правила документооборота и т.д. Классификация карт по способу расчета между их эмитентом и держателем
карты за проведенные платежи имеет огромное значение. Существуют следующие виды карт: . Кредитные; . Дебетные (расчетные); . Дебетные с овердрафтом. Основное различие между дебетными и кредитными картами заключается в
следующем: . Кредитные карточки используются для оплаты товаров и услуг за счет кредита, предоставленному банком клиенту; . Дебетные карточки используются для оплаты товаров в пределах остатка на карточном счете. Кредитные карточки – это настолько распространенный вид банковских карт
за рубежом, что их название применяется непосредственно ко всем видам карт,
что, безусловно, неправильно. Кредит может быть предоставлен не только
банком, но и специализированной сервисной компанией, например, American
Express. Оплата с помощью кредитной карточки может проводиться в любом
предприятии торговли, принимающей данный тип кар к оплате и оборудованном
устройством для оформления чека и проведения проверки кредитоспособности
карты. Используя кредитную карту, клиент может оплатить товар или услугу в
пределах кредитного лимита, не имея денег на банковском счете, однако,
кредит, который предоставил банк клиенту должен быть погашен в оговоренные
с банком сроки. В силу сложившейся в России экономической ситуации и условий, когда
предоставление кредита частным лицам требует обязательного залога или иных
обязательств, выпуск кредитных карточек крайне мала. В большинстве случае
кредитная карточка одной из международных систем (VISA или EC/MC)
предоставляется клиентам под залог депозита. Такая карточка мало чем
отличается от дебетной. Дебетная (расчетная) карта подразумевает, что клиент может
воспользоваться только той суммой, которая лежит на его карточном счете в
банке. При оплате услуг или товаров с помощью дебетной карточки обязательно
проверяется состояние банковского счета клиента. Дебетная карта с овердрафтом – эта та карта, по которой банк разрешил
проводить операции свыше той суммы, которая имеется на банковском счете у
клиента. Обычно величина овердрафта невелика, чаще всего она не превышает
несколько сотен долларов. Дебетовые карты с овердрафтом выпускаются в
настоящее время российскими банками. Прежде чем использовать карты, необходимо заключить соглашение между
банком как с физическим, так и юридическим лицом. В зависимости от этого
карты могут быть личными или корпоративными. Личные карты – главная особенность этого вида карт заключается в том,
что физическое лицо заключает с банком соглашение и на основание этого
соглашения банк открывает физическому лицу счет или кредитную линию и
выпускает для карточку. Физическое лицо – клиент оплачивает все расходы на
изготовление карты, на открытие счета и обязуется выполнять все условия
пользования картой, оговоренные в соглашении с банком. С момента подписания
документа и банк, и клиент несут ответственность за соблюдение условий
соглашения. На банк ложится ответственность за ведение счета клиента и
функционирования карты в платежной системе. Банк имеет право заблокировать
карточный счет клиента по подозрению в мошенническом использование карты.
Банк также устанавливает сферы использования карты: . Снятие наличных денег по карте в отделениях самого банка; . Снятие наличных денег по карте в сети пунктов выдачи наличных денег других банков, входящих в данную платежную систему; . Оплата товаров и услуг в торговых и сервисных организациях, входящих в платежную систему; . Возможность или невозможность конвертации денежных средств при проведении операций с карточных счетом и т.д. В зависимости от условий соглашения банк оставляет за собой право
разрешить или запретить некоторые операции, например конвертацию денежных
средств (т.е. снятие наличных или расчет по карте в торговых предприятиях в
валюте, отличной от валюты карты). Банк может предоставить клиенту завести
несколько дополнительных, или прилинкованных (от англ. link –
привязывать), карточек для ближайших родственников. Такое разрешение
означает, что физическое лицо разрешает использовать свой счет держателям
дополнительных карт – суммы платежей, проведенных с использованием
прилинкованных карт, будут списываться со счета, открытого физическому
лицу, с которым банк заключал соглашение. Корпоративная карта – основная особенность этого вида карт заключается
в том, что соглашение с банком заключает юридическое лицо, которое
предоставляет право пользования карточкой какому-либо физическому лицу,
чаще всего являющемуся руководящим сотрудником фирмы. Согласно такому
соглашению ответственность перед банком несет не держатель карты, а
владелец счета; распоряжается счетом – держатель карты – физическое лицо. К
одному счету может быть привязано несколько карточек, держателям которых
могут быть установлены лимиты использования общего счета. Пополнять такой
вид карточного счета может только юридическое лицо, а именно владелец
счета, т.к. корпоративные карты используются для оплаты командировочных
расходов, расходов на представительские цели и т.д. с корпоративных карт
также можно снять и наличные деньги. Широко распространен в наши дни еще один вид карт – «зарплатные» карты.
Для открытия такого рода карт и для работы с ними используется похожая
схема, что и с корпоративными картами: организация заключает соглашение с
банком об эмиссии пластиковых карточек (обычно дебетных) для своих рабочих,
далее организация регулярно перечисляет денежные средства и предоставляет
список выплат каждому конкретному сотруднику. Банк зачисляет их на
карточные счета сотрудников. Разница между «зарплатными» и корпоративными картами заключается в том,
что держатель «зарплатной» карты является не юридическим лицом, как у
корпоративной карты, а физическим лицом. Предприятие имеет право пополнить
«зарплатный» карточный счет, но распоряжаться им будет владелец счета –
физическое лицо. Долгое время существовала неурядица в определениях корпоративной карты.
Сейчас определение корпоративной карты однозначно дано в Положении ЦБ РФ от
9 апреля 1998г. «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт
и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием».
Согласно пункту 3.2 Положения, корпоративная карта – банковская карта,
использование которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим
лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете
юридического лица, в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в
соответствии с условиями договора с клиентом (для расчетной или дебетовой
карты), или осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом
кредитной линии (для кредитной корпоративной карты). Пункт 4.6. Положения
однозначно определяет операции, которые могут осуществляться с
использованием корпоративной карты. Последний абзац пункта 4.6. Положения
гласит, что «Средства, списанные со счета юридического лица в результате
совершения операций … считаются выданными юридическим лицом под отчет
держателю корпоративной карты. Возврат неизрасходованных средств
осуществляется в соответствии с действующим законодательством». Пункт
4.7.1. Положения указывает, что «запрещается использование корпоративных
карт для выплаты заработной платы и других выплат социального
характера».[21] Последнее время довольно часто можно встретить рекламу дисконтных карт
таких фирм, как «Международная дисконтная система», «Национальная
дисконтная система», карты CountDown, Priority Pass и другие. Различные
фирмы предлагают купить дисконтные карты по цене от 20 до 200 долларов США,
которые позволят держателям дисконтных карт в ряде торговых фирм оплачивать
товары и услуги со скидкой от 2 до 25% и более. Дисконтные карточки можно разделить на два вида: . Универсальные дисконтные карты, по которым предоставляются скидки в целом ряде предприятий торговли и сферы услуг; . Карты, по которым предоставляются скидки в сети одной конкретной фирмы, чаще всего карты такого рода можно приобрести только в этой фирме. К универсальным дисконтным картам можно отнести международные карты
CountDown, Priority Pass, IAPA, а также ряд дисконтных карт, эмитируемых
российскими дисконтными системами – «Международная дисконтная система»,
«Национальная дисконтная система» и др. При приобретение дисконтной карты клиент получает каталог, издаваемый
непосредственно самой фирмой, где он сможет получить скидку. Данный каталог
рекламирует фирмы, заключившие договор с дисконтной системой, платой за
такую рекламу является предоставление скидки по дисконтным картам. Основная доходная статья любой дисконтной компании – доходы от продажи
дисконтных карт. К расходам прежде всего относится оплата заключения
договора с торговыми предприятиями; расходы на издание рекламного каталога;
производство самих карт; содержание штата сотрудников; затраты на рекламную
кампанию и т.д. При рассмотрении второго типа дисконтных карт можно отметить следующее.
Выпуск внутрифирменных дисконтных карт некоторой торговой или сервисной
фирмой объясняется двумя причинами. Первая причина – это желание привлечь к
себе покупателя за счет предоставления ему скидок на совершаемые покупки в
магазинах именно этой фирмы в течение некоторого промежутка времени. Вторая
причина- это дополнительная реклама. Клубная карта, как видно из названия, - подтверждает членство человека
в клубе, т.е. карта такого рода выполняет идентификационную роль. Клубная
карта может быть дисконтной, если для членов клуба предусмотрены скидки,
или платежной карточкой, в таком случае у члена клуба должен быть открыт
карточный счет. Клубные карты выпускаются ограниченными тиражами. На примере клубных карт видно, что карточки могут выполнять
одновременно несколько функций. Например, следующие, наиболее
распространенные функции: . Универсальная банковская карта, являющаяся дисконтной в ряде торговых фирм или в какой-либо одной торговой фирме; . Платежная карта торговой фирмы, выполняющая функцию «бонусной»[22] Кроме того, одна и та же карта может быть картой двух различных
платежных систем. На карте такого рода может быть и магнитная полоса и
микропроцессор. Такие карты реально существуют в России, например карты
«Юнион Кард». Нанесенный на нее микропроцессор участвует в одной из
региональных платежных систем. Следовательно, к такой карте привязано два
счета. Для перевода денег с одного счета на другой необходимо провести
процедуру списания в одной платежной системе и зачисление на карточный счет
в другой платежной системе. Глава №3 Маркетинг – как важнейший фактор повышения эффективности банковской деятельности. Банки, как и любой производитель (любое предприятие) являются
самостоятельным юридическим лицом, производят и реализуют продукт (товар),
специфический товар — услуги, получают свою прибыль и вообще осуществляют
свою деятельность. Основу маркетинговой деятельности банка составляет анализ его рыночных
возможностей, который предполагает проведение маркетинговых исследований с
целью определения места на рынке ссудного капитала. Как правило, руководство банка ставит задачи изучения рынка и на
основании этого цели, например, сбор и анализ информации о рынке,
конкурентах, банковских продуктах и услугах, изучение статистики и т.д.
Глубина проработки отдельных вопросов маркетинга может быть различной в
зависимости от масштаба деятельности банка, общей стратегии его развития и
квалификации специалистов, занимающихся вопросами маркетинга. В общем
случае наиболее вопросы маркетинга должны быть разрешены при принятии особо
важных для деятельности банка решений, таких, как планируемое увеличение
уставного капитала, существенное расширение географии деятельности и её
масштабов (открытие филиалов и представительств) и др. см. схему.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|