рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Аудит операций банка с иностранной валютой. Нормативное регулирование банковского аудита рефераты

4) проверку правомерности снятия нерезидентами наличной валю­ты Российской Федерации со своих счетов типа «К», «Н», «Ф» и за­числения нерезидентами наличной валюты Российской Федерации на свои счета типа «К», «Н», «Ф».

В процессе проведения проверки аудитором режима данных счетов ему следует помнить, что:

- расчеты в валюте Российской Федерации по операциям нерезиден­тов на территории Российской Федерации осуществляются в налич­ном и безналичном порядке в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;

- при осуществлении расчетов наличной валютой Российской Фе­дерации нерезиденты обязаны соблюдать порядок расчетов наличны­ми деньгами, установленный для резидентов законодательством Рос­сийской Федерации, включая предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, установленный ЦБ РФ;

- кредиты (займы) в валюте Российской Федерации предоставляют­ся резидентами физическим лицам-нерезидентам в безналичном по­рядке;

- кассовые операции по счетам типа «К», «Н» осуществляются в со­ответствии с порядком ведения кассовых операций, установленным ЦБ РФ, при этом для официальных представительств лимит рублевой кассы не устанавливается;

- физические лица-нерезиденты вправе снимать со своих счетов ти­па «Ф» наличную валюту Российской Федерации без ограничений, однако данное положение не распространяется на зачисление средств на счет;

- расчеты в валюте Российской Федерации могут осуществляться нерезидентами через счета банков-нерезидентов типа «К», «Н» в соот­ветствии с режимами указанных счетов;

- при недостаточности денежных средств на рассматриваемых сче­тах для удовлетворения всех предъявленных к ним требований, списа­ние средств осуществляется в порядке, установленном законодатель­ством Российской Федерации и нормативными актами ЦБ РФ для сче­тов резидентов в валюте Российской Федерации;

- переводы валюты Российской Федерации со счетов резидентов на счета «К», «Н», «Ф» могут осуществляться исключительно со сче­тов резидентов, открытых в уполномоченных банках, при обратной си­туации, а именно при переводах в пользу резидентов от нерезидентов, могут использоваться как счета резидентов, открытые в уполномочен­ных банках, так и счета резидентов, открытые в кредитных организа­циях-резидентах, не являющихся уполномоченными банками;

- операции по покупке иностранной валюты за счет денежных средств нерезидентов на счетах типа «К» и типа «Ф» осуществляются без огра­ничений в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами ЦБ РФ в пределах остатка денежных средств на счете;

- денежные средства на счетах типа «Н» могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Россий­ской Федерации только при соблюдении следующих условий:

- поручение нерезидента на покупку иностранной валюты за счет денежных средств на счете типа «Н» дается только тому уполномочен­ному банку, в котором нерезиденту открыт данный счет;

- поручение на покупку иностранной валюты за счет денежных средств на счете типа «Н» исполняется уполномоченным банком не ранее чем через 365 календарных дней со дня его представления нере­зидентом в уполномоченный банк;

- в поручении на покупку иностранной валюты должна быть указана сумма денежных средств в валюте Российской Федерации, находя­щихся на счете типа «Н», за счет которой будет куплена иностранная валюта;

- в течение срока со дня представления нерезидентом в уполномо­ченный банк поручения на покупку иностранной валюты до дня его исполнения или отзыва остаток денежных средств на счете типа «Н» не может быть меньше суммы, указанной в поручении на покупку ино­странной валюты (при этом нерезидент вправе в любое время умень­шить сумму валюты Российской Федерации, указанную в поруче­нии, а также отозвать поручение; в случае уменьшения суммы валюты Российской Федерации, ранее указанной в поручении, течение срока не прерывается).

Как отмечалось выше, уполномоченный банк может открывать нерезидентам специальные счета типа «С». Использование данных сче­тов обусловлено операциями нерезидентов с теми ценными бумагами, перечень которых устанавливается Банком России. Счета типа «С» имеют две разновидности: конверсионные и инвестиционные.

К категориям нерезидентов, имеющих право открытия данных сче­тов, относятся:

1. юридические лица, в том числе не имеющие на территории России филиала или представительства;

2. физические лица, в том числе не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Проверка правильности использования режима специальных счетов типа «С» включает следующие элементы.

1. Проверка правомерности зачисления рублевых средств на спе­циальный счет типа «С» (конверсионный), к которым относятся сум­мы, поступающие:

- со счета типа «С» (инвестиционного), открытого нерезиденту в том же уполномоченном банке;

- с другого счета типа «С» (конверсионного), открытого тому же нерезиденту в другом уполномоченном банке.

2. Проверка правомерности списания рублевых средств со специ­ального счета типа «С» (конверсионного):

- для оплаты приобретенной нерезидентом иностранной валюты у уполномоченного банка за валюту Российской Федерации по сдел­кам (заключенным и исполненным в соответствии с требованиями Ин­струкции ЦБ РФ № 79-И);

- для зачисления на счет типа «С» (инвестиционный), открытый тому же нерезиденту в том же уполномоченном банке;

- для зачисления на другой счет типа «С» (конверсионный), откры­тый тому же нерезиденту в другом уполномоченном банке;

- для оплаты комиссионного вознаграждения уполномоченному бан­ку в связи с проведением конверсионных операций.

3. Проверка правомерности зачисления рублевых средств на спе­циальный счет типа «С» (инвестиционный), к которым относятся:

- суммы, полученные в результате погашения или реализации цен­ных бумаг, а также выплат процентного дохода и дивидендов, ранее купленных и оплаченных со счетов типа «С»;

- суммы, поступившие со счета типа «С» (конверсионного), откры­того нерезиденту в этом же уполномоченном банке;

- суммы, поступившие с другого счета типа «С» (инвестиционно­го), открытого тому же нерезиденту в другом уполномоченном банке.

4. Проверка правомерности списания рублевых средств со специ­ального счета типа «С» (инвестиционного), направленных на:

- приобретение ценных бумаг (согласно установленному перечню);

- оплату расходов, связанных с заключением и исполнением сделок с этими ценными бумагами;

- уплату налогов, связанных с получением доходов по ценным бу­магам;

- другой счет типа «С» (инвестиционный), открытый тому же нере­зиденту в другом уполномоченном банке;

- счет типа «С» (конверсионный), открытый в этом же уполно­моченном банке (в соответствии с условиями, установленными ЦБ РФ);

- оплату акций кредитных организаций при их первичном разме­щении.

Таким  образом к основным процеду­рам аудитора по проверке правильности открытия и ведения валютных счетов относится рассмотрение[3]:

* юридических дел клиентов, в результате чего должен быть сделан вывод о достоверности и полноте документов, необходимых для открытия данных видов счетов, а также отражающих все измене­ния, касающиеся ведения и закрытия счетов;

* досье клиентов по валютным счетам, выписок из лицевых счетов клиентов, документов дня с целью установления соответствия по­рядка ведения счетов требованиям действующей законодательной и нормативной базы в данной области.


1.4. Проверка выполнения банком функций агента валютного
 контроля


К  основным законодательным и нормативным документам, регулирующим данные вопросы, относятся следующие:

1. Совместная Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ «О порядке осуще­ствления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» от 13.10.99 № 86-И, 01-23/26541;

2. Совместная Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ «О порядке осуще­ствления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидента­ми импортируемых товаров» от 04.10.2000 г. № 91-И, 01-11/28644;

3. Инструкция ЦБ РФ «О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учёта валютно-обменных операций уполномоченными банками» от 27.02.95 № 27 (с изменениями и дополнениями);

и другие нормативные документы.

Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном кон­троле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций;

при этом к его основным направлениям относятся:

• определение соответствия проводимых валютных операций дей­ствующему законодательству и наличия необходимых для них ли­цензий и разрешений;

•  проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже ино­странной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Фе­дерации;

•  проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

•  проверка полноты и объективности учета и отчетности по ва­лютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля и будучи подотчетными органам валютного контроля, в пределах сво­ей компетенции осуществляют контроль за проводимыми в Россий­ской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операция­ми, за соответствием этих операций законодательству, условиям ли­цензий и разрешений, за соблюдением ими актов органов валютного контроля, а также проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов. Аудитор в ходе проведения проверки выполнения бан­ком функций агента валютного контроля должен руководствоваться отмеченными выше моментами и исходя из этого выстраивать свои действия.

Отметим, что с точки зрения задач, которые выполняет аудитор в первую очередь в процессе осуществления проверки, направленной на подтверждение достоверности годового баланса и финансовой от­четности, контроль за выполнением банком функций агента валютного контроля стоит особняком. Проверка выполнения банком данных фун­кций может включать широкий спектр вопросов или носить ограни­ченный характер.

Выделим ряд направлений действий аудитора:

• проверка операций по экспорту, импорту товаров, работ, услуг;

• проверка операций по привлечению резидентами от нерезиден­тов финансовых кредитов;

• проверка правильности осуществления обязательной продажи части валютной выручки клиентов банка;

• проверка осуществления валютного контроля за валютно­обменными операциями, совершаемыми в обменных пунктах банка.

Отметим, что часто под функциями агента валютного контроля по­нимаются действия банка, связанные только с первым направлением. В ходе его проверки основными руководящими нормативными актами для аудитора являются: совместные инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ № 86-И и 91-И. Наиболее трудоемкой является проверка правильнос­ти формирования досье по импорту и экспорту товаров, т.е. проверка наличия всех необходимых документов и их оформления. К основным документам досье по валютному контролю можно отнести:

•  контракт (оригинал или копию, заверенную первым лицом пред­приятия постранично);

• изменения и дополнения к контракту, повлекшие за собой из­менения в паспорте сделки (аналогично заверенным);

• паспорт сделки, подписанный со стороны банка и со стороны клиента уполномоченными лицами искропленный печатями;

• учетные карточки;

• ксерокопии грузовых таможенных деклараций, заверенные от­тиском личной номерной печати и подписью должностного лица таможенного органа;

•  ведомость банковского контроля.

В случае заключения импортного контракта проверяются:

•  карточки платежа;

• при наличии предоплаты - оформление рублевого депозита в размере средств, необходимых для конвертации и перевода.

В случае отсрочки платежа по импортному контракту или поступ­ления экспортной выручки после поставки товаров свыше 90 дней требуется проверить наличие разрешения ЦБ РФ.

Поскольку контракт - это исходный документ, на основе которого оформляется паспорт сделки, особое внимание следует уделять его содержанию и выполнению формальных требований по составлению международных контрактов. Текст должен быть изложен на двух язы­ках, в контракте должны быть указаны номер, дата, полные и сокра­щенные наименования сторон, заключивших контракт, их реквизиты, сумма контракта, валюта контракта, условия поставки и платежа, фор­ма оплаты (банковский перевод, аккредитив и т.д.). Если по объему полный текст контракта занимает более 5 листов, то клиент с согласия банка может вместо копии всего контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки, представить выписки из контракта, со­держащие сведения, необходимые для контроля за правильностью со­ставления паспорта сделки.

Отметим, что по каждому заключенному резидентом экспортному или импортному контракту оформляется один паспорт сделки, подпи­сываемый одним банком.

Под паспортом сделки по экспортному контракту понимается документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осу­ществления сведения из контракта (договора, соглашения) между ре­зидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с тер­ритории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации.

Под паспортом сделки по импортному контракту понимается документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осу­ществления сведения из контракта (договора, соглашения) между ре­зидентом (юридическим лицом или физическим лицом, зарегистриро­ванным в качестве индивидуального предпринимателя) и нерезиден­том, предусматривающего оплату иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в ва­люте Российской Федерации товаров, ввозимых на таможенную тер­риторию Российской Федерации.

Аудитор на основе проверки вышеуказанных документов должен дать заключение о правильности формирования досье и оформления документов, содержащихся в нем, о выполнении банком требований ЦБ РФ и ГТК РФ в части сроков представления документов валютно­го контроля по направлениям клиент - банк, банк - ГТК РФ.

Аудитор должен проверить документы по экспорту, импорту работ и услуг. В данном случае запрашиваются контракты и акты приемки-сдачи работ, услуг, анализируются их содержание и оформление.

Учитывая разнообразие валютных операций, которые в соответ­ствии с действующей законодательной и нормативной базой могут совершать клиенты банка, дополнительная информация для аудитора может быть получена из Журнала учета валютных операций.

Как отмечалось выше, в рамках проверки выполнения банком фун­кций агента валютного контроля может рассматриваться проверка осу­ществления переводов иностранной валюты из Российской Федера­ции и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных сче­тов.

Другим направлением действий аудитора является проверка осу­ществления валютного контроля за валютно-обменными операциями, совершаемыми в обменных пунктах. Здесь можно выделить наиболее существенные процедуры, проводимые аудитором.

1. Проверка порядка оформления и учета бланков строгой отчетно­сти «Справка ф. 0406007», которая является основным документом валютного контроля за валютно-обменными операциями физических лиц (резидентов и нерезидентов). Поэтому аудитор должен особое вни­мание уделить проверке правильности заполнения, использования, хранения, отражения в учете данного документа.

Справка ф. 0406007 подтверждает приобретение физическими ли­цами наличной иностранной валюты, платежных документов в иност­ранной валюте или наличных рублей в банке, а также является основа­нием для вывоза из Российской Федерации физическими лицами (ре­зидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в соответствии с установленным порядком ЦБ РФ совместно с ГТК РФ.

Эта справка заполняется в двух экземплярах: первый - выдает­ся клиенту и носит название «экземпляр клиента»; второй - «Копия справки ф. 0406007» - остается в банке и называется «экземпляр бан­ка». Правильность оформления справки проверяется по экземплярам банка.

Исправления в справке не допускаются. В ходе проверки аудитор должен обратить внимание на то, чтобы банк не выписывал недействи­тельных справок, т.е. таких справок, в которых реквизиты обменного пункта, наименование банка, находящиеся в верхнем правом углу справки, не читаются или возможно двоякое прочтение, а также при­сутствуют в оформлении подчистки, помарки, исправления или иные нарушения в части порядка заполнения справки.

Другим существенным элементом проверки выступает проверка правильности ведения книги учета бланков строгой отчетности «Справка ф. 0406007».

Здесь можно выделить три основных момента:

оформление книги учета;

правильность совершения записей в ней;

оформление утраты бланков строгой отчетности.

В случае нахождения аудитором испорченных справок следует обратить внимание на правильность их гашения. Испорченные блан­ки строгой отчетности данных справок должны гаситься путем проставления на всем поле экземпляров банка и клиента латинской буквы Z, заверяться подписью кассира обменного пункта и отправ­ляться в банк по окончании операционного дня вместе со всеми доку­ментами.

2. Проверка выполнения необходимых требований ЦБ РФ по орга­низации обменных пунктов включает проверку наличия и правиль­ности:

оформления стенда;

распоряжения об установлении курсов покупки-продажи налич­ной иностранной валюты, а также кросс-курса обмена (конверсии);

журнала об изменениях курсов покупки-продажи наличной инос­транной валюты;

выписки из приказа по банку о назначении соответствующего лица на должность кассира обменного пункта;

документа кассира обменного пункта, удостоверяющего личность, а также документа, свидетельствующего о прохождении им специ­альной подготовки по способам выявления неподлинных денежных знаков;

справочных материалов по определению подлинности и платеж-ности денежных знаков иностранных государств, рекомендованных ЦБ РФ, специальных средств по определению подлинности денежных знаков.

3. Проверка порядка обеспечения обменных пунктов авансами в наличных рублях и в наличной иностранной валюте, бланками стро­гой отчетности, бланками платежных документов.

Страницы: 1, 2, 3