рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Анализ современной денежно-кредитной политики Центрального банка РФ рефераты

В настоящее время стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие поступления больших объемов валютной выручки и активных валютных интервенций Банка России. По мере снижения объемов интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков (операциям прямого РЕПО). Снижение ставки рефинансирования в соответствии с уменьшением темпов инфляции будет способствовать поддержанию стабильного значения реальной процентной ставки и снижению инфляционных ожиданий участников рынка. В то же время на уровень ставок по операциям связывания ликвидности будет оказывать влияние дифференциал внутренних и внешних процентных ставок.

Для поддержания макроэкономической стабильности Банк России продолжит применять и развивать элементы режима инфляционного таргетирования, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления. Для введения инфляционного таргетирования в полном объеме Банку России потребуется перейти к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализовать меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики.

Одним из ключевых условий успешного применения режима инфляционного таргетирования является способность центрального банка влиять на инфляционные ожидания экономических агентов.

Принципиально важно не просто снижать темпы инфляции, но и повышать инвестиционное обеспечение отечественной экономики. Инвестиции при этом не должны простаивать. Нерационально, когда значительная часть наличных денег постоянно находится в наличном обороте и не используется в инвестиционных целях. Для повышения деловой активности в стране необходимы четко разработанная государственная стратегия и промышленная политика, подкрепленные источниками финансирования, которые давали бы основу для эффективной деятельности как товаропроизводителям, так и банкам. Политика, допускающая хождение в хозяйственном обороте платежных средств исключительно для целей обмена, не подкрепляющая увеличение товарного предложения, создает опасность роста инфляции.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

Приложение 1


Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в 2007 году


Вид инструмента

Назначение

Инструмент

Срок предоставления/ абсорбирования средств

Процентная ставка, % годовых

Операции на открытом рынке

Предоставление ликвидности

Ломбардные аукционы

2 недели

Устанавливается по результатам аукциона (не ниже 7%)





Прямое РЕП О

От 1 до 7 дней, 1 неделя, 3 месяца

Устанавливается по результатам аукциона (от 1 до 7 дней — не ниже 6%, 1 неделя — не ниже 6.5%, 3 месяца — не ниже 9%)





Покупка государственных ценных бумаг и ОБР

Аутрайтные операции*





Покупка иностранной валюты



Абсорбирование ликвидности

Депозитные аукционы

4 недели, 3 месяца

Устанавливается по результатам аукциона (4 недели — не выше 9%, 3 месяца — не выше 10%)





Облигации Банка России

До 6 месяцев

Устанавливается по результатам аукциона





Продажа государственных ценных бумаг

Аутрайтные операции*





Продажа иностранной валюты

Операции постоянного действия

Предоставление ликвидности

Кредиты

Внутридневные

0







Овернайт

Фиксированная — 10,0% (до 19.06.2007— 10,5%, до 28.01.2007— 11,0%)





Ломбардные кредиты (по фиксированной процентной ставке)

7 дней

**





Валютные свопы

Овернайт

Фиксированная — 10,0% (до 19.06.2007— 10,5%, до 28.01.2007— 11,0%)



Абсорбирование

ЛИКВИДНОСТИ

Депозитные операции

1 день

Фиксированная — 2,5% (до 2.04.2007 — 2,25%)







1 неделя

Фиксированная — 3,0% (до 2.04.2007 —2,75%)







До востребования

Фиксированная — 2,5% (до 2.04.2007 — 2,25%)


* Продажа/покупка государственных ценных бумаг из своего портфеля и ОБР ост обязательства обратного выкупа/продажи.

** По средневзвешенной ставке ломбардного аукциона. В случае, если два ломбардных аукциона подряд признаны несостоявшимися, — по ставке рефинансирования Банка России.

Приложение 2


Прогноз платежного баланса РФ на 2007-2009 годы

(млрд долларов США)


2007

55$ баррель

2008

2009



44$ баррель

53$ баррель

62$ баррель

62$ баррель

41$

 баррель

52$

 баррель

Счет текущих операций

50,7

3,6

15,2

4,6

34,2

- 33,1

- 17,7

Баланс товаров и услуг

77,2

29,5

42,5

32,7

62,1

- 6,4

10,3

Экспорт товаров и услуг

347,8

321,9

352,3

392,5

378,7

311,2

356

Импорт товаров и услуг

- 270,6

- 292,4

- 309,9

- 359,8

- 316,6

- 317,5

- 345,7

Баланс доходов и текущих трансфертов

- 26,4

- 25,9

- 27,2

- 28,1

- 28

- 26,7

- 28

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

64,2

34,3

34,3

41,7

34,3

41,7

41,7

Финансовый счет

64,5

34,6

34,6

42

34,6

42

42

Сектор гос управления и органы ден-кред регулиров

- 5,6

- 5,4

- 5,4

- 3

- 5,4

- 3

- 3

Частный сектор

70

40

40

55

45

45

45

Изменение валютных резервов (+;-)

- 114,9

- 37,9

- 49,5

- 46,3

- 68,4

- 8,6

- 24


Приложение 3


План важнейших мероприятий Банка России на 2008 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы


Содержание мероприятий

Срок исполнения

 

Банковская система и банковский надзор

 

1. Участие в подготовке изменений в статью 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», предусматривающих получение банком права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц с даты его государственной регистрации, если размер уставного капитала вновь регистрируемого банка не ниже суммы рублевого эквивалента 100 млн евро, а также банками с устойчивым финансовым положением до истечения двухлетнего срока с даты их государственной регистрации, если размер их собственных средств составляет в рублевом эквиваленте не менее 100 млн евро

I—IV

кварталы

 

2. Участие в разработке федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», направленного на создание условий, способствующих повышению финансовой устойчивости кредитных организаций и банковского сектора'Российской Федерации в целом, в частности, создание эффективного механизма регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера со связанными с ними лицами

I—II

кварталы

 

3. Совершенствование законодательства о рынке ценных бумаг по представлению кредитными организациями в установленных случаях в Банк России уведомления об итогах выпуска ценных бумаг с одновременным изменением законодательства по применению Банком России мер воздействия к акционерам (участникам) кредитных организаций, нарушившим банковское законодательство при приобретении акций (долей) кредитной организации

IV квартал

 

4. Участие в подготовке предложений по внесению изменений в банковское законодательство, направленных на реализацию положений Базеля II в части: — предоставления Банку России полномочий требовать от кредитных организаций, исходя из оценки характера и уровня принятых рисков, поддержания на определенном уровне норматива достаточности собственных средств (капитала) сверх минимально установленного; — разработки (пересмотра) процедур по управлению рисками и внутреннему контролю; — дополнения части 2 статьи 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» перечнем мер воздействия, рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору при работе со «слабыми» (проблемными) банками (Supervisory Guidance on Dealing with Weak Banks, март, 2002)

I—IV

кварталы

 

 

5. Разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которым предполагается закрепить на законодательном уровне возможность создания кредитными организациями общих фондов банковского управления и определить полномочия Банка России по регламентированию их деятельности

I—TV кварталы

 

6. Участие в подготовке законопроекта, закрепляющего возможность привлечения организаций федеральной почтовой связи, для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций

I—IV кварталы

 

7. Проведение работы по изменению подходов регулирования рисков ликвидности на основании концепции денежных потоков с учетом международного опыта результатов проекта EC/TACIS «Банковский надзор и отчетность»

I—II кварталы

 

8. Продолжение работы по реализации положений Базеля II в России в части внесения изменений в порядок расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций на основе Упрощенного стандартизированного подхода к оценке кредитного риска

I—IV кварталы

 

9. Участие в разработке стандарта качества банковской деятельности по применению банковских информационных технологий (совместно с банковскими ассоциациями)

I—IV

кварталы

 

10. Совершенствование нормативно-правового регулирования банковской деятельности, направленное на создание механизмов противодействия участию в управлении кредитными организациями лиц с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым положением

IV квартал

 

Финансовые рынки

 

Содержание мероприятий

Срок исполнения

 

11. Продолжение работы по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на рынке ОФЗ, в том числе сделок РЕПО с центральным контрагентом

II—IV кварталы

 

12. Подготовка совместно с Минфином России предложений по совершенствованию нормативной базы обмена обращающихся на рынке выпусков ОФЗ на размещаемые Минфином России облигации базовых выпускор

II—IV кварталы

 

13. Участие в подготовке >гр* "гэжений по формированию нормативно-правовой среды для деятельности центра иных депозитариев

I—III кварталы

 

14. Продолжение работы по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности

II—IV кварталы

 

15. Участие в работе по внедрению механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе

IV

квартал

 

16. Содействие развитию системы индикаторов рыночных процентных ставок

II—IV кварталы

 

Платежная система

 

17. Развитие системы валовых расчетов в режиме реального времени

I—IV кварталы

 

18. Завершение мероприятий по установлению порядка наблюдения Банком России за частными платежными системами

III квартал



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6