рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Анализ кредитоспособности заемщика при предоставлении банковского кредита рефераты

У предпринимателей большей популярностью пользуется залог с оставлением заложенного имущества у залогодателя, так как он позволяет им продолжать вести предпринимательскую деятельность, используя заложенное имущество.

Следующий вид обеспечения – поручительство, сущность которого заключается в том, что поручитель обязывается отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или его определенных пунктов. Тем самым поручительство повышает для кредитора вероятность исполнения обязательств, поскольку в случае их нарушения должником кредитор может предъявить свои требования поручителю.

Применение в качестве обеспечения банковской гарантии, характеризуется тем, что то или иное кредитное учреждение дает по просьбе другого лица письменное обязательство уплатить кредитору в соответствии с оговоренными условиями денежную сумму по письменному требованию кредитора об ее оплате. При банковской гарантии необходимо проверить наличие в кредитном досье документов, подтверждающих хорошее состояние гаранта. Перечисленные выше формы обеспечения возврата кредита являются традиционными в российской банковской практике.

В настоящее время получают развитие новые способы обеспечения возвратности кредита, такие как: специальное обременение имущества (СОИ), кредитные деривативы и другие.

Специальное обременение имущества – это способ обеспечения исполнения банковских обязательств, при котором должник обязуется обособить определенное имущество и предоставить кредитору право контроля над использованием и (или) распоряжение этим имуществом в частности право контроля за выручкой имущества или дохода от его использования.

Кредитные деривативы представляют собой широкий спектр производственных инструментов, обращающихся на внебиржевом рынке, в основе которых лежат отношения долга (кредит или ценные бумаги), а также они позволяют не только перераспределять и уменьшать кредитный риск, но и торговать ими.

На практике для минимизации риска, связанного с не возвратом кредита, анализируют уровень обеспеченности выданного кредита. Классификация ссуд по качеству обеспечения регламентируется инструкцией ЦБ РФ № 62-а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам ”.[17]

 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАЕМЩИКОВ – КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ


2.1 Условия предоставления кредита


Анализ финансового состояния заемщиков – корпоративных клиентов в данной работе будет проводиться с помощью разработанной нами методики анализа финансового состояния заемщиков – корпоративных клиентов. Рассматриваемая методика анализа финансового состояния разработана нами на основе методики, применяемой в деятельность АКБ «Ланта-Банк».

Целью финансового анализа является получение определенного числа основных (наиболее информативных) показателей, дающих объективную картину финансового положения организации и позволяющих вынести профессиональное суждение об оценке кредитного риска по выданной ссуде.

Анализ финансового положения организации проводится на основании финансовой отчетности, принятой налоговыми органами, и составленной, в соответствии с Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

У юридических лиц (за исключением кредитных организаций) запрашивается копия бухгалтерской отчетности (форма №1 и №2) за три последних квартала, составленная в соответствии с требованиями Минфина РФ с отметкой ФНС. В случае отправления финансовой отчетности по почте предоставляется копия почтового извещения, свидетельствующего об отправке соответствующих форм отчетности в налоговый орган.

При анализе годовой отчетности, требуется предоставление следующих форм:

1) бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет об изменении капитала (форма №3), отчет о движении денежных средств (форма №4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку, а также аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному аудиту, а именно: организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества; организации, являющиеся страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом; организации или индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда; организации, являющиеся государственным унитарным организациям или муниципальным унитарным организациям;

2) формы №1-2 и пояснительную записку, если организация является малым организациям не обязанным проводить аудиторскую проверку или у них отсутствуют данные, подлежащие отражению в формах №3-5;

3) формы №1,2 и 6 (отчет о целевом использовании полученных средств), если заемщик - некоммерческая организация;

4) формы №1-2, если заемщик является общественной организацией, не осуществляющей предпринимательскую деятельность и не имеющий оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества;

5) справка об открытых расчетных (текущих) счетах в других кредитных организациях;

6) справка об отсутствии/наличии ссудной задолженности и картотеки в других кредитных организациях.

У юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства и использующего упрощенную схему налогообложения, учета и отчетности запрашиваются:

1) копии налоговой декларации с отметкой налогового органа за три последние отчетные даты;

2) справка из налоговой инспекции о состоянии расчетов по налогам и сборам, подтверждающая отсутствие задолженности организации перед бюджетом и внебюджетными органами;

3) сведения о доходах и расходах, для предпринимателей, применяющих упрощенную схему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, подтвержденных данными Книги учета доходов и расходов;

4) сведения о доходах, для предпринимателей, применяющих упрощенную схему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, подтвержденные данными Книги учета доходов и расходов. Для предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения в виде уплаты вмененного налога на доходы, предоставление Книги учета доходов и расходов не требуется.

5) справка об открытых расчетных (текущих) счетах в других кредитных организациях;

6) справка об отсутствии/наличии ссудной задолженности и картотеки в других кредитных организациях.

У субъекта Федерации (муниципального образования) запрашиваются:

1) консолидированный бюджет субъекта Федерации (муниципального образования);

2) справка о наличии расчетных счетов в банках;

3) справка об оборотах (дебетовых и кредитовых) по имеющимся расчетным счетам;

4) справка об отсутствии/наличии картотеки и задолженности по кредитам в других банках; а Справка об отсутствии просроченной кредиторской задолженности.

У физического лица запрашиваются:

1) заполненные непосредственно заемщиком данные анкеты (приложение № 1);

2) документы, подтверждающие достоверность указываемых в анкете данных;

3) данные, получаемые как при принятии решения о выдаче кредита, так и в ходе кредитования об изменении финансового состояния заемщика, такие как возможное прекращение трудовых отношений между работодателем и физическим лицом при отсутствии у последнего существенных накоплений для погашения долга, наличие вступивших в силу решений суда о привлечении физического лица к уголовной ответственности, наличие документально подтвержденных сведений об отзыве лицензии у кредитной организации, в которой размещен вклад физического лица, если невозвращение этого вклада влияет на способность заемщика выполнить свои обязательства по кредитному договору и др.;

4) справки из других банков о возможном наличии кредитной истории, наличии депозитных вкладов.

В случае если организация существует менее года и в налоговые органы не сдано ни одной отчетности или последняя отчетность показывает отсутствие реальной деятельности организации, для вынесения кредитным инспектором профессионального суждения по кредитным рискам используется иная доступная информация, а именно:

1) управленческая отчетность и иная управленческая информация;

2) бюджет либо бизнес-план на текущий финансовый год;

3) данные о движении денежных средств (обороты по всем имеющимся счетам);

4) общее состояние отрасли, к которой относится организация;

5) конкурентное положение организации в отрасли;

6) деловая репутация организации и ее руководства;

6) принадлежность организации к финансовым группам и холдингам;

7) существенная зависимость от одного или нескольких поставщиков и (или) заказчиков;

8) зависимость деятельности заемщика от роста цен при покупке товаров и услуг и от падения цен при продаже товаров и услуг.


2.2 Обзорный анализ финансово-экономического положения заемщиков


Финансовое положение организации анализируется с позиций установления эффективности использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении организации, на основе предоставленной финансовой отчетности форма 1 (бухгалтерский баланс) и форма 2 (отчет о финансовых результатах). Данные отчетности заносятся соответственно в таблицу 1.


Таблица 1 – Форма для записи реквизитов заемщика

Показатели

Реквизиты заемщика

«Название организации»


«Вид деятельности»


«Единица измерения»


«Ставка по кредиту»



При заполнении Таблицы №1 обязательным является заполнение строк:

1) «Название организации»;

2) «Вид деятельности», где указывается код деятельности организации:

а) «1» - оптовая торговля и оказание услуг;

б) «2» - мелко-оптовая торговля;

в) «3» - розничная торговля;

г) «4» - производство и прочие.

3) «Единица измерения», где указывается, в каких единицах предоставлен баланс - в рублях или тысячах рублей;

4) «Ставка по кредиту».

Анализ финансовой отчетности проводится поэтапно в следующей последовательности:

Проведение предварительного обзора финансово-экономического положения организации на основе анализа аналитического баланса (табл. 2). Аналитический баланс составляется на основе Бухгалтерского баланса (форма 1) (табл. 1) с учетом корректировок отдельных статей баланса, а именно:

1) из общей суммы валюты баланса исключается величина «Расходы будущих периодов», на эту же сумму уменьшается размер собственного капитала и материально-производственных запасов;

2) увеличивается размер материально-производственных запасов на сумму НДС по приобретенным ценностям;

3) из суммы материально-производственных запасов исключается стоимость товаров отгруженных и на эту же сумму увеличивается дебиторская задолженность;

4) уменьшается сумма краткосрочных обязательств (заемных средств) на величину «Доходов будущих периодов» и «Резервов предстоящих расходов», на эту же сумму увеличивается размер собственного капитала.

Предварительный обзор включает в себя общий анализ состава статей бухгалтерского баланса, размера чистых активов и собственных оборотных средств. Величина чистых активов организации характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами, и является показателем, используемым для оценки степени ликвидности организации. На уменьшение или увеличение чистых активов существенное влияние оказывают как убытки, так и текущая прибыль. Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Согласно Приказа Минфина РФ №10н, 03-6/пз от 29.01.03г. «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ», чистые активы акционерных обществ рассчитываются как:

Чистые активы (акционерных обществ) = (внеоборотные активы + оборотные активы - затраты на выкуп собственных акций — задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитан) — (обязательства (долгосрочные и краткосрочные)- доходы будущих периодов)

При расчете чистых активов возможна корректировка вышеуказанной формулы на статью «Расходы будущих периодов», принимая во внимание, что по данной статье баланса отражаются затраты, понесенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к ее деятельности в будущем, что может повлиять на финансовый результат и привести к сокращению величине чистых активов.

Тем не менее, если из расшифровки данной статьи баланса не следует, что в ближайшем квартале учет предстоящих расходов организации окажет существенное влияние на сокращение величины чистых активов, расчет чистых активов проводится по аналогии с акционерными обществами (без исключения статьи «расходы будущих периодов»).

Решение об исключении из размера чистых активов величины «расходов будущих периодов» принимается на основании мотивированного суждения кредитного инспектора, подтвержденного соответствующими расшифровками и документами, предоставленными юридическим лицом, чье финансовое состояние анализируется. Данное решение вносится кредитным инспектором в Таблицу 5 («Оценочные показатели финансового состояния юридического лица») в виде признака «да» в строке «Признак учета расходов будущих периодов в величине чистых активов».

В случае если наблюдается значительный рост расходов будущих периодов по сравнению с предыдущим отчетным периодом, и организация отказывается предоставить расшифровку данной статьи, корректировка чистых активов на величину расходов будущих периодов проводится в обязательном порядке.

Отсутствие чистых активов в обороте организации свидетельствует о том, что все оборотные средства организации, а также, возможно, часть внеоборотных активов (в случае отрицательного показателя) сформированы за счет заемных средств.

Собственные оборотные средства рассчитываются как:


Собственные оборотные средства = оборотные активы — краткосрочные обязательства


Этот показатель определяет ту часть оборотных средств, которая остается в распоряжении организации после проведения расчетов по краткосрочным обязательствам и характеризует устойчивость организации в краткосрочной перспективе.


2.3 Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса


Проведение горизонтального (временного) анализа заключающегося в выявлении тенденций изменения статей баланса и на основании этот вычисления темпов их роста (прироста).

Для объективной оценки динамики изменения (роста/падения) балансовых статей целесообразно проводить горизонтальный анализ за ряд отчетных периодов, например следующим образом (табл. 2):

Таблица 2 – Схема проведения горизонтального анализа

Статьи баланса

На начало предыдущего года (база расчета)

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Валюта баланса

Сумма, тыс. руб.

%

Сумма тыс. руб.

%

Сумма, тыс. руб.

%

И т.д.








Проведение вертикального (структурного) анализа с целью определения удельного веса отдельных статей отчетности в валюте баланса (табл. 3).

Для проведения вертикального анализа балансовых статей также рекомендуется рассматривать несколько отчетных периодов, например:


Таблица 3 - Вертикальный анализ бухгалтерского баланса

Статьи баланса

Удельный вес в валюте баланса (%)

На начало предыдущего года

На начало

отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

Краткосрочные финансовые вложения

0,1

0,5

0,8

и т.д.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8