Анализ эффективности использования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
Вторичный рынок ценных бумаг – рынок, на котором обращаются
ранее эмитированные и размещенные на первичном рынке ценные бумаги. Важнейшей
чертой вторичного рынка ценных бумаг является ликвидность, т.е. возможность в
короткое время при незначительных колебаниях и низких издержках обращения
реализовать приобретенные ценные бумаги. Таким образом, основной функцией
вторичного рынка является, прежде всего, обеспечение ликвидности выпускаемых
ценных бумаг.
Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на организованный
(биржевой) и неорганизованный (внебиржевой, или
«уличный») рынок.
Важнейшим
элементом регулируемого вторичного рынка ценных бумаг является фондовая биржа,
которая выступает как торговое, профессиональное, нормативное и технологическое
ядро данной системы правоотношений [2,62].
Таким образом, можно сделать вывод и выделить отличия вторичного
рынка ценных бумаг от первичного: первичный рынок предшествует вторичному и
ценные бумаги не могут появляться на вторичном рынке, минуя первичный. На
первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. На
первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг
попадают в руки эмитентов. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг
от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги
поступают бывшим владельцам ценных бумаг (т.е. операции на вторичном рынке
происходят, как правило, без участия эмитента и непосредственно не влияют на
положение дел эмитента) [3,64
].
1.5 Деятельность фондовой биржи как эмитента регулируемого
рынка ценных бумаг
По мере формирования рынка ценных бумаг возникает необходимость в
учреждении специальных органов, в основные функции которых входят организация
торгов, контроль и регулирование оборота ценных бумаг. Такими органами являются
фондовые биржи, существование которых обусловлено мировой практикой функционирования
финансовых рынков.
Фондовая биржа - это организация с правом юридического лица,
созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг
необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса
(рыночной цены) и его публикации в целях ознакомления всех
заинтересованных лиц регулирования деятельности участников рынка ценных
бумаг (ст. 24 Закона о ценных бумагах и фондовых биржах).
Объединяя профессиональных участников рынка ценных бумаг в одном
помещении, фондовые биржи создают условия для концентрации спроса и
предложения, а также повышения ликвидности рынка в целом. Для бирж присуща
определенная система организации торговли, к основным принципам которой
относятся:
- проверка качества и надежности продаваемых ценных бумаг;
-установление на основе аукционной торговли единого курса на
одинаковые ценные бумаги одного эмитента;
- гласность совершаемых на бирже операций.
Отличительной чертой биржи является некоммерческий характер ее
деятельности. Для того чтобы извлекать высокую прибыль от работы биржи,
потребовалось бы максимально увеличить сборы с ее членов, что вынудило бы часть
из них искать иное место для совершения сделок. Доходы биржи ограничиваются суммами,
необходимыми для обеспечения ее нормального функционирования и развития, и
не используются на выплату дивидендов субъектам, внесшим свои средства в
уставный капитал биржи.
В Республике
Беларусь в соответствии со ст. 25 Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах»
фондовая биржа должна быть образована в форме открытого акционерного общества.
Следует отличать учредителей фондовой биржи от ее акционеров и
членов Членами фондовой биржи могут быть акционеры, являющиеся
профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Устав и правила фондовой
биржи должны предусматривать, что членство в ней доступно для любого
профессионального участника рынка ценных бумаг. Необходимо отметить, что
членами фондовой биржи не имеют права быть органы государственной власти и
управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также
органы общественных объединений, преследующие политические цели, и их штатные
должностные лица. При этом физическое лицо, обладающее долевым участием в
уставном фонде члена биржи, не может быть руководителем или сотрудником другого
члена биржи, а также служащим самой биржи.
Фондовая биржа самостоятельно вырабатывает и утверждает порядок
совершения сделок в торговом зале, расчетов и учета по сделкам, различные
правила и другие документы, связанные с деятельностью биржи. При этом
центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг,
вправе отменить или рекомендовать изменить любые внутренние документы биржи,
если они противоречат действующему законодательству, Фондовая биржа не имеет
права заниматься деятельностью, не связанной с выполнением ее основных функций,
не может осуществлять деятельность, связанную с обеспечением дополнительных
услуг участникам рынка ценных бумаг, таких, как хранение, учет и расчеты по
ценным бумагам, создание информационных служб, сетей, изданий и др. [4,106 ].
В Республике Беларусь биржевой рынок представлен главным образом
открытым акционерным обществом «Белорусская валютно-фондовая биржа» (ОАО
«Белорусская валютно-фондовая биржа»), которая была создана 29 декабря 1998 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 г. № 366 «О
совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг»
путем преобразования государственного учреждения «Межбанковская валютная
биржа». Указ № 366 утратил силу 28.04.2006 г. во исполнении Указа Президента
Республики Беларусь № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных
бумаг»
Для многих ценных бумаг ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»
является единственным допустимым местом торгов. К таким бумагам, в частности,
относятся: государственные кратко- и долгосрочные облигации, краткосрочные
облигации Национального банка Республики Беларусь, облигации местных займов и
ценные бумаги открытых акционерных обществ, прошедшие оценку качества и
надежности (листинг) и допущенные к обращению на бирже.
Торги в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» организуются в
рамках секции валютного рынка, секции фондового рынка и секции срочного рынка.
Сделки с финансовыми активами заключаются только в электронных торговых системах.
Участники торгов имеют возможность работать с использованием автоматизированных
рабочих мест, расположенных в залах торгов, или установить удаленный торговый
терминал в своем офисе.
В феврале 2001 г. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» стала членом
Международной ассоциации бирж стран СНГ, основной целью деятельности которой, является
содействие формированию единого биржевого пространства с использованием
передовых технологий биржевой торговли [5,18 ].
Можно сделать вывод о том, что основной целью деятельности биржи,
является создание благоприятных условий для широкомасштабной и эффективной
торговли ценными бумагами.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования
информации финансового характера, имеющей целью:
- оценить текущее и перспективное финансовое состояние;
- оценить возможные и целесообразные финансовые темпы;
- выявить доступные источники средств и оценить возможность их
мобилизации.
Основной целью анализа является получение небольшого числа
ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную
картину.
Рынок государственных облигаций в настоящее время переживает не
лучший период. Из всех секторов отечественного финансового рынка наиболее
уязвимым в кризисный период оказался именно рынок ценных внутренних
государственных заимствований. Фактически он вообще перестал функционировать. В
этой связи возникает реальная опасность того, что рефинансировать погашение
облигаций выпуском новых бумаг в текущем году вряд ли удастся.
Отсутствие спроса на государственные долговые инструменты
наблюдалось уже в конце прошлого года. Начало процесса стагнации было положено
в июле, когда Нацбанк принял решение повысить базовую ставку рефинансирования
до 10,25 %. Причиной является рост темпов инфляции. За январь-июнь 2008 года
инфляция составила 7,3 % против 3,6% за январь –июнь 2007 года.
Весь октябрь эмитент поддерживал предложение бумаг на первичном рынке,
но спрос на них оказался нулевым. За месяц не было продано ни одной облигации. В
ноябре и декабре Минфин вообще прекратил проводить аукционы по продаже новых
выпусков, а также реализовать бумаги в ходе доразмещения. Таким образом,
финансирование бюджета за счет выпуска долговых ценных бумаг прекратилось.
Вместе с тем бюджет прошлого года не пострадал. Доходная часть превысила
расходы на 1 трлн. Br, или 0,6% ВВП. Проанализируем объемы выпуска, размещения,
погашения ценных бумаг и динамику структуры за предшествующие годы[6, 14].
Таблица 2.1 – Анализ структуры показателей по государственным
ценным бумагам в Республике Беларусь
Наименование
|
2005
|
2006
|
2007
|
Динамика структуры
|
Сумма,
млрд.руб.
|
Уд. вес, %
|
Сумма,
млрд.руб.
|
Уд. вес, %
|
Сумма,
млрд.руб.
|
Уд. вес, %
|
2006/
2005
+/- п.п.
|
2007/
2006
+/- п.п.
|
объем выпуска
|
2136,6
|
44,2
|
3310,9
|
49,2
|
3225,2
|
45,4
|
+5
|
-3,8
|
объем размещения
|
1827,8
|
37,7
|
2248,3
|
33,4
|
2132,2
|
30,1
|
-4,3
|
-3,3
|
объем погашения
|
875,0
|
18,1
|
1167,9
|
17,4
|
1741,1
|
24,4
|
-0,7
|
+7,1
|
ИТОГО
|
4839,4
|
100
|
6727,1
|
100
|
100
|
100
|
-
|
-
|
Примечание. Источник: собственная разработка.
Наибольший удельный вес занимает объем выпуска по ценным бумагам.
Самый значительный удельный вес в объеме выпуска занимает в 2006 году – 49,2%.
В структуре всего объема удельный вес объема выпуска ценных бумаг в 2006 году
по отношению к 2005 году увеличился на 5 процентных пунктов, а в 2007 году по
отношению к 2006 году уменьшился на 3,8 процентных пункта. Наименьший удельный
вес занимает объем погашения ценных бумаг. Самый значительный удельный вес
здесь занимает в 2007 году – 24,5%. В структуре всего объема удельный вес объема
погашения ценных бумаг в 2006 году по отношению к 2005 году уменьшился на 0,7
процентных пункта, в 2007 году по отношению к 2006 году увеличился на 7,1
процентных пункта..
Таблица 2.2 – Анализ динамики показателей по государственным
ценным бумагам в Республике Беларусь
Наименование
|
2006/2005
|
2007/2006
|
Абсол. прирост, млрд.
руб.
|
Темп роста, %
|
Абсол. прирост, млрд.
руб.
|
Темп роста, %
|
объем выпуска
|
1174,3
|
155
|
-85,7
|
97
|
объем размещения
|
420,5
|
123
|
-116,1
|
95
|
объем погашения
|
292,9
|
133
|
573,2
|
149
|
ИТОГО
|
1887,7
|
139
|
371,4
|
106
|
Примечание. Источник: собственная разработка.
В 2006 году по отношению к 2005 году абсолютный прирост составил
1887,7 млрд. рублей (в том числе объем выпуска – 1174,3 млрд. рублей, объем
размещения – 420,5 млрд. рублей, объем погашения – 292,9 млрд. рублей.
Наибольшее поступление в 2006 году по отношению к 2005 году составило от объема
выпуска ценных бумаг – 1174,3 млрд. рублей. Прирост составил 55%.
В 2007 году по отношению к 2006 году абсолютный прирост составил
371,4 млрд. рублей. Наибольшее поступление составило от объема погашения –
573,2 млрд. рублей.
В настоящее время ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» -
единственная в республике целостная структура, на основе которой создана
общественная система биржевых торгов на всех основных сегментах фондового рынка
– валютном, фондовом и срочном.
Для фондового рынка 2007 год прошел под знаком рекордного роста
торговых оборотов. Такая позитивная динамика во многом стала возможной
благодаря проведенной ОАО «Белорусской валютно-фондовой биржей» работе по
развитию нормативной и технологической базы фондового рынка, запуску новых
финансовых инструментов [6,
16].
Для наглядности проанализируем состав и структуру операций с
ценными бумагами на фондовом рынке в Республике Беларусь за три года.
Таблица 2.3 – Анализ состава, структуры операций с ценными
бумагами на фондовом рынке в Республике Беларусь
Наименование
|
2005
|
2006
|
2007
|
Сумма, млрд. руб.
|
Уд. вес, %
|
Сумма, млрд. руб.
|
Уд. вес, %
|
Сумма, млрд. руб.
|
Уд. вес, %
|
Государственные
Ценные бумаги:
|
2699,6
|
57,7
|
3413
|
62,2
|
4368,5
|
65
|
Долгосрочные облигации
|
1299,9
|
48,2
|
1014,6
|
29,7
|
1937,1
|
44,3
|
краткосрочные облигации
|
1399,7
|
51,8
|
2398,4
|
70,3
|
2431,4
|
55,7
|
Негосударственные
ценные бумаги:
|
1976,9
|
42,3
|
2078,3
|
37,8
|
2353
|
35,0
|
акции банков
|
1704,1
|
86,2
|
1821,6
|
87,6
|
2031,7
|
86,3
|
векселя
|
200,1
|
10,1
|
191,1
|
9,2
|
219,6
|
9,3
|
Облигации (ваучеры)
|
67,3
|
3,4
|
60,1
|
2,9
|
95,8
|
4,1
|
акции бирж
|
5,4
|
0,3
|
5,5
|
0,3
|
5,9
|
0,3
|
ВСЕГО
|
4676,5
|
100
|
5491,3
|
100
|
6721,5
|
100
|
Страницы: 1, 2, 3
|
|