Анализ деятельности фондов обязательного медицинского страхования, оценка их роль в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации
Установлено, что доходы бюджета Фонда на 2007 год
формировались за счет следующих источников:
1) налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций
по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
3) средств федерального бюджета, передаваемых в
бюджет Фонда в соответствии с законодательством РФ, в размере, установленном
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год", на:
а) обязательное медицинское страхование
неработающего населения (детей);
б) проведение пилотного проекта в субъектах
Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере
здравоохранения;
в) дополнительную диспансеризацию работающих
граждан;
г) финансовое обеспечение государственного
задания на оказание дополнительной медицинской помощи;
д) оказание государственной социальной помощи
отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами;
4) прочих доходов, подлежащих зачислению в бюджет
Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации. [1.стр. 24-26]
Доходы бюджета Фонда приведены в Таблице 3.
Таблица 3. Доходы бюджета Фонда
Наименование
дохода
|
Сумма (тыс.
рублей)
|
Налоги и
взносы на социальные нужды
|
68 004
018,5
|
Единый
социальный налог
|
68 004
018,5
|
Единый
социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд ОМС
|
68 004
018,5
|
Задолженность
и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
|
46 948,1
|
Недоимка,
пени и штрафы по страховым взносам
|
46 948,1
|
Недоимка,
пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования
|
46 948,1
|
Налоги на
совокупный доход
|
732 366,0
|
Единый
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
|
420 446,2
|
Единый
налог на вмененный доход на отдельные виды деятельности
|
309 195,3
|
Единый
сельскохозяйственный налог
|
2 724,5
|
Прочие
неналоговые доходы
|
102 596,4
|
Прочие
неналоговые поступления в Федеральный ФОМС
|
102 596,4
|
Доходы
бюджетов государственных внебюджетных фондов от возврата остатков субсидий и
субвенций прошлых лет
|
3 278,4
|
Доходы
бюджета Федерального фонда ОМС от возврата остатков субсидий и субвенций
прошлых лет
|
3 278,4
|
Средства
федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда ОМС
|
85 847
293,7
|
Средства
федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на оказание отдельным
категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению
лекарственными
средствами
|
56 900
250,5
|
Средства
федерального бюджета передаваемые бюджету Федерального фонда ОМС проведение
диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей- сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
|
290 600,0
|
Средства
федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного
медицинского
страхования на
проведение
пилотного проекта в субъектах Российской Федерации,
направленного
на повышение качества услуг в сфере здравоохранения
|
4 000 000,0
|
Средства
федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного
медицинского
страхования на
обязательное
медицинское страхование неработающего населения (детей)
|
3 402 600,0
|
Средства
федерального бюджета,
передаваемые
бюджету Ф ФОМС на
денежные
выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики
(семейным врачам), медицинским сестрам
соответствующих
врачей, подлежащим включению в
Федеральный
регистр медицинских
работников
|
17 253
843,2
|
Средства
федерального бюджета,
передаваемые
бюджету ФФОМС на проведение дополнительной
диспансеризации
работающих граждан
|
4 000 000,0
|
Доходы,
всего
|
154 736
501,1
|
В течение 2007 года ФОМС
выполнил задачу по урегулированию задолженности за фактически отпущенные в 2006
году лекарственные средства, а также обеспечил финансовую стабилизацию
программы в 2007 году. Совместно с субъектами РФ ими был налажен жесткий
контроль за выпиской лекарственных средств и проведена значительная работа на
законодательном уровне с целью обоснованного привлечения дополнительных объемов
бюджетных ассигнований. Для установления точного объема финансовой
задолженности была создана и интегрирована в систему ОМС единая
информационно-аналитическая система.
В результате к декабрю 2007
года ФОМС смог обеспечить расчеты с субъектами Российской Федерации за
фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства отдельным категориям
граждан в полном объеме (74,7 млрд. рублей). Значительное содействие при этом,
конечно, было оказано Правительством Российской Федерации и руководством
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Благодаря принятым мерам
по укреплению финансовой дисциплины в системе ДЛО совокупная стоимость по
выписанным и фактически отпущенным в 2007 году лекарственным средствам
уменьшилась на 24 млрд. рублей и составила 50,7 млрд. рублей. При этом основные
параметры и источники финансовых ресурсов, необходимых для завершения расчетов
за отпущенные лекарственные средства, были определены заблаговременно, на
уровне Федерального закона от 21.07.2007 «О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и
2010 годов».
Таким образом, в 2008
году расчеты осуществлялись уже в плановом режиме, и к середине июня они также
завершены в полном объеме.
Так же обеспечена
предельная прозрачность системы ОМС - при распределении средств в регионы
больше не принимаются субъективные решения, все финансирование осуществляется в
строгом соответствии с федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ.
Еще один шаг в повышении прозрачности системы ОМС закреплен в Постановлении
Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 515 «О порядке
использования в 2008 году Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования средств нормированного страхового запаса», в котором указаны четкие
критерии распределения этих денег. ФОМС построил конструктивные и
благожелательные взаимоотношения с субъектами Российской Федерации, наладил
эффективное взаимодействие с руководителями регионов, обеспечивая растущий
уровень финансирования территориальных программ ОМС в субъектах РФ. В 2007 году
доходы ФФОМС составили 154 736 501,1 млрд. рублей, что на 27% выше по сравнению
с доходами фондов в 2006 г.
В 2007 году в Федеральном
фонде ОМС возобновлена деятельность Межрегионального Координационного Совета по
организации защиты прав граждан в системе ОМС.
Федеральным фондом ОМС
был восстановлен уровень методического руководства системой ОМС на уровне
субъектов Российской Федерации. В феврале прошлого года принят приказ ФОМС № 31
«Об утверждении положения о Совете исполнительных директоров фондов
обязательного медицинского страхования», и в настоящее время Совет
исполнительных директоров фондов ОМС является эффективно функционирующим
консультативно-совещательным органом, коллегиально решающим вопросы по
реализации государственной политики в области ОМС.
Большинство решений и
предложений Совета исполнительных директоров фондов ОМС нашли свое воплощение в
виде реальных мероприятий, продемонстрировав тем самым высокую значимость этого
коллегиального органа для системы ОМС, ее дальнейшего развития и
совершенствования. [5, стр. 76-78]
3.2 Анализ Расходов ФФОМС за 2007 год
В бюджете ФФОМС на 2007 год установлен общий
объем средств Фонда, направляемых в 2007 году в бюджеты территориальных фондов
обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ
обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования, в сумме 108 726 219,0 тыс. рублей, из них размер
субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского
страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в
сумме 41 823 300,0 тыс. рублей и объем средств из федерального бюджета на
оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по
обеспечению лекарственными средствами в сумме 66 902 919,0 тыс. рублей, в том
числе на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в
2006 году отдельным категориям граждан 32 002 668,5 тыс. рублей. Расходы Фонда
в 2007 году составили 172 423 480,5 тыс. рублей. [1] Структура расходов
представлена в Таблице 4.
Таблица 4. Структура расходов Бюджета ФФОМС на 2007 год
Наименование
|
Сумма (тыс. рублей)
|
Другие
общегосударственные вопросы
|
149 654,2
|
Руководство
и управление в сфере установленных функций
|
149 654,2
|
Аппараты
органов управления государственных
внебюджетных
фондов
|
149 654,2
|
Международные
отношения и международное сотрудничество
|
300,0
|
Обязательное
медицинское страхование
|
172273826,3
|
Международные
культурные, научные и
информационные
связи
|
300,0
|
Переподготовка
и повышение квалификации
|
8 200,0
|
Переподготовка
и повышение квалификации кадров
|
8 200,0
|
Другие
вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации
|
7 878,1
|
Выполнение
других обязательств государства
|
7 878,1
|
Здравоохранение
и спорт
|
172 257
448,2
|
Здравоохранение
|
172 250 998,2
|
Субсидии на выполнение территориальных программ ОМС в рамках
базовой программы ОМС
|
41 823 300,0
|
Средства ФФОМС, передаваемые бюджету Фонда
социального страхования РФ на оказание работающим гражданам
первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в
период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного
наблюдения ребенка в течение первого года жизни
|
18 697 943,3
|
Информатика
|
70 200,0
|
Трансферты, передаваемые ФФОМС
|
99 072 917,4
|
Субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на дополнительную
оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим
пенсионерам в рамках территориальной программы
обязательного медицинского страхования
|
619 720,3
|
Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям
граждан по обеспечению
лекарственными средствами
|
66 902 919,0
|
Субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС
на проведение дополнительной диспансеризации
работающих граждан
|
4 393 384,5
|
Субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС
на финансовое обеспечение государственного
задания в соответствии с программой государственных гарантий
оказания гражданам РФ
бесплатной медицинской помощи на оказание
учреждениями здравоохранения муниципальных
образований, оказывающими первичную медико-
санитарную помощь (при их отсутствии -
соответствующими учреждениями здравоохранения
субъекта РФ), дополнительной медицинской помощи,
оказываемой врачами- терапевтами участковыми,
врачами- педиатрами участковыми, врачами общей
практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми
врачей- терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими
сестрами врачей общей практики
|
18 029 413,6
|
Субсидии,
передаваемые территориальным фондам ОМС на проведение пилотного проекта,
направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения
|
5 434 280,0
|
Субсидии
бюджетам территориальных фондов ОМС на
ОМС
неработающего населения (детей)
|
3 402 600,0
|
Субвенции
бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение диспансеризации находящихся
в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
|
290 600,0
|
Прикладные
научные исследования в области
здравоохранения
и спорта
|
6 450,0
|
Выполнение
научно-исследовательских и опытно-
конструкторских
работ по государственным контрактам
|
6 450,0
|
Расходы,
всего
|
172 423
480,5
|
Остатки средств на 1 января 2007 года,
образовавшиеся в бюджете Фонда в результате их неполного использования в 2006
году направлены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на
завершение расчетов в первом квартале 2007 года по заключенным в 2006 году
договорам на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан
и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату
государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по
медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности
и родов, в случае отсутствия средств на указанные цели в бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации.
Фонд в 2007 году направил средства в сумме 290
600,0 тыс. рублей, выделенные из федерального бюджета, на проведение
диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Фонд в 2007 году осуществляет финансирование
проведения в субъектах РФ пилотного проекта, направленного на повышение
качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с
поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование за счет
средств в сумме 4 000 000,0 тыс. рублей, перечисляемых из федерального бюджета,
и остатков средств на 1 января 2007 года в сумме 1 434 280,0 тыс. рублей,
образовавшихся в бюджетах Фонда и территориальных фондов обязательного
медицинского страхования в результате неполного использования ассигнований на
дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной
неработающим пенсионерам в рамках территориальных программ обязательного
медицинского страхования, после завершения в первом квартале 2007 года расчетов
по дополнительной оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной
неработающим пенсионерам в 2006 году.
В Бюджете Фонда на 2007 год Установлено, что Фонд
в 2007 году направляет в бюджет Фонда социального страхования Российской
Федерации денежные средства в сумме 18 697 943,3 тыс. рублей на дополнительную
оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими
учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы
обязательного медицинского страхования, а также на оплату государственным и
муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским
организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации
порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по
медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в
послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение
первого года жизни на основании документов, формы которых утверждаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения и социального развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|